НУЖНА ЛИ В ДАГЕСТАНЕ ПОЛИЦИЯ НРАВОВ?
Новость о том, что в Хунзахском районе улицы в ночное время будут патрулировать полицейские и спортсмены, из которых впоследствии сформируют гражданский патруль, была воспринята дагестанской общественностью неоднозначно. Еще больше споров вызвал тот факт, что подобную инициативу многие пользователи социальных сетей предложили ввести и в городах республики. По их мнению, молодежь сегодня не та – пьет, курит, а молодые пары и вовсе проводят вечера на скамейках в парках.
Нужна ли сегодня дагестанцам «полиция нравов» – выясняли «МИ».
ВОССТАНАВЛИВАЯ ТРАДИЦИИ
Президент федерации профессионального бокса, член партии «Справедливая Россия», депутат городского Cобрания Каспийска Зайналабид Гаджиев идею создания полиции нравов поддерживает и считает нужной и своевременной, однако выступает решительно против самого названия, считая его неверным.
«Слово «полиция» подразумевает аппарат подавления. Это значит, имеет место быть принуждение и навязывание, что абсолютно неприемлемо. Мне нравится формат народных дружин, как в СССР. Именно к этому нужно стремиться. Но это очень сложная работа, которая должна базироваться по принципу «не навреди». В первую очередь, люди, патрулирующие улицы, должны быть подготовленными, чтоб могли объяснить нашим младшим братьям и сестрам, как себя вести. Зачастую молодежь неподобающим образом ведет себя в парках, в местах массового отдыха людей, слушают громко музыку, мусорят. Пусть спортсмены совместно с работниками Муфтията проводят разъяснительную работу и вовлекаются в общественную жизнь, в проблемы общества. Нам вообще пора восстанавливать свои дагестанские традиции, возвращаться к корням. Нужно формировать культуру, соответствующую нашим традициям в обществе. Именно этот вектор был обозначен Главой республики. Да, многие сегодня воспринимают такую инициативу в штыки, но я уверен, что пользы от нее намного больше, чем вреда», – говорит Гаджиев.
О КАКОЙ СВОБОДЕ РЕЧЬ?
Психолог, преподаватель кафедры психологии развития и профессиональной деятельности факультета психологии и философии ДГУ Джамиля Сайбулаева к подобной инициативе относится отрицательно и вообще считает, что она нарушает психологическое пространство человека.
«Я считаю, что любым здравомыслящим человеком это не будет поддержано. Получается, что какие-то нормы поведения будут знать какие-то спортсмены и учить других людей? Это же абсурд! Создание таких патрулей добавит дополнительную агрессию и чувство страха в обществе. Достаточно выполнять простой закон – если я не нарушаю чужие права, никто не имеет права говорить мне что-либо. У нас и по России создаются подобные патрули во главе с казаками, которые машут своими нагайками… И, конечно же, подобное сразу захотели перенять и в Дагестане. Такими деструктивными явлениями они открывают ящик Пандоры. Одни получают власть над другими, причем совершенно незаконно. Я не вижу в этой инициативе ничего положительного, кроме того, что они, т.е. патрулирующие спортсмены, собственные агрессивные наклонности выместят на более слабых. Мы часто говорим о стремлении к свободе и демократии. Но о какой свободе может идти речь? Это возврат в средневековье», – уверена психолог.
СГЛАДИТЬ КОНФЛИКТЫ
Известный юрист, адвокат, блогер Расул Кадиев считает, что сегодня у полиции нравов должны быть совершенно другие задачи. Основная – сглаживание конфликтов при столкновении разных культур.
«Только государство у нас имеет право арестовывать и наказывать. Создание дружинников в нашей системе – это помощь полиции, а так, в нормальных системах – это участие граждан в охране общественного порядка. Что касается полиции нравов, то авторы идеи применяли странные формулировки типа: «Дагестанцы слишком расслабились». Создание подобных дружин приводит к тому, что люди просто убегают с этих территорий и ничего хорошего из этого не получается, потому что сначала нужно найти тех, кто будет следить за нравами, и разобраться, о каких нравах идет речь. Если у нас построен шариат и там правят праведные халифы, это один разговор. Если же у нас есть стремление и желание молодых людей, которые получили воспитание в спортивных залах, а не за учебниками философии, нравственности и морали, то тут уж извините, пусть родная полиция меня дальше стережет. Но я считаю, что полиция нравов в Дагестане нужна в другом смысле. Мы становимся туристической зоной. В советское время всякие горцы, внезапно спустившиеся с гор на пляжи и впервые увидевшие девушек в купальниках, выражали им подталкиваемое гормонами возмущение. Вот чтобы всего этого не было, участковые тогда вводили такой порядок – поймали этого горца, дали ему 15 суток ареста – и все, больше этот горец со своими гормонами не приходил на пляж. Задача была в том, чтобы разные культуры особо не сталкивались. Чтобы горцы не делали замечания приезжим по типу «Эй, парень! Ты че в шортах ходишь?» и с другой стороны, чтобы приезжие понимали, что это не совсем Ярославская область, и ходить в труселях и топлес покупать ребенку мороженое – это не про нас. Задача полиции нравов заключается в том, чтобы людям никто не читал мораль на тему, как они ведут себя, но при этом, чтобы они чувствовали себя безопасно, ну и сами не хулиганили», – считает юрист.
НУЖНА ПОМОЩЬ
Участковый одного из пригородных поселков Махачкалы, пожелавший остаться анонимным, в беседе с корреспондентом «МИ» рассказал, почему не стоит отказываться от помощи дружинников. «В нашем поселке проживает 10 тысяч человек, иногда ночью на улицах неспокойно. Сами знаете, молодые ребята легко ввязываются в драки. Нам бы такие помощники не помешали. Я сейчас не хочу говорить о какой-то слежке за нравственностью, просто хорошо, если будут неравнодушные ребята, готовые нам помочь», – считает участковый.
НЕТ ДРУГИХ ПРОБЛЕМ?
«МИ» провели опрос в социальных сетях по поводу инициативы создания в республике полиции нравов. Из 100 человек, принявших участие в опросе, 75% проголосовали «Против», а 25% «За». Большинство пользователей отнеслись к этому отрицательно, добавляя в комментариях: «А если пара будет прогуливаться по городу? Им придется предъявить свидетельство о браке?»; «У нас что, нет других проблем? Пусть лучше займутся темой мусора, чем этим бредом»; «В 21 веке такие инициативы обсуждать даже смешно. Что за средневековье?!» Некоторые пользователи вспоминали опыт Чечни, где несколько лет назад в молодых девушек без платков и в коротких юбках стреляли пулями с краской, а некоторых «недостаточно нравственных» вообще… брили налысо. Дагестанцам, принимавшим участие в опросе, такое действие явно пришлось не по нраву.
НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА ПРОВОКАЦИИ
Муфтият Дагестана, к которому многие сторонники «полиции нравов» в этом вопросе взывали как к гаранту нравственности и ждали поддержки, пресек все надежды относительно своего участия в этой «авантюре» и в официальном заявлении призвал не поддаваться на провокации.
«Появились неприятные разговоры о том, что в городе некая группа спортсменов пристает к молодым парам в немусульманской одежде. Они вроде стыдят пару из-за внешнего вида, пристают с вопросами, в браке ли те и т.д. Если молодая пара пытается что-то возразить, могут лезть в драку, причем, по разговорам, их в это время не меньше трех человек. Прикрываются они тем, что якобы следуют за имамом Шамилем и религией ислам.
Мы хотим напомнить всем очень важный момент из истории ислама. Когда Пророк, да благословит Его Аллах и да приветствует, со своим войском подошел к городу Мекке, к ним вышел главный из мекканцев Абусуфьян, он попросил беседы с Пророком и его провели к нему. Тогда Абусуфьян сказал: «В моей голове есть еще сомнения о вашей религии». Один из сподвижников, вытащив меч, воскликнул: «Можно мечом решить вопрос сомнений в твоей голове». Но Пророк остановил его очень важными для нас словами: «В религии нет принуждения!» Мы хотим в первую очередь обратиться к родителям этих молодых людей. Поговорите со своими детьми и остановите их. Вы родители, вы можете это сделать, при желании. И лучше это сделать вовремя, чем потом на площадях, с плакатами «верните сына» взывать к справедливости и сочувствию! Родители должны знать, чем занимаются их дети. Обращаясь к населению города, мы призываем людей к терпению, не поддавайтесь на провокации, если к кому-то подойдут сомнительные люди на улице, не входите в контакт, не отвечайте им. И самое главное, мы надеемся, что эти молодые люди читают наше обращение сейчас: кто-то отправляет вас на подобные действия, внушая вам, что таким образом вы проявляете рвение в религии и препятствуете распространению греха в обществе. На самом деле вы будите зло и насилие, которое потом обязательно вернется к вам. Одумайтесь вовремя, нельзя ни в коем случае совершать подобные поступки.
Кто-то пытается использовать вас в качестве инструмента, которым можно нарушить стабильность в обществе. Но помните, Всевышний предупредил своих рабов: «Долги между Мной и вами Мне легко простить, но не приходите ко мне с долгами перед людьми!» В перечень этих долгов входит даже камушек, брошенный в сторону людей, высказанное в чей-то адрес оскорбление. И Всевышний может не простить, пока не простят обиженные вами люди! Будьте умнее тех, кто наущает вас на подобное зло. Покажите пример своей религиозности обществу в проявлении качеств, которые обязательно должны быть присущи мусульманам, таких как благородство, доброе отношение ко всем вокруг, справедливость, опрятность во внешнем виде и т.п. Тогда те, кого вы хотите призвать к исламу, могут сами изъявить желание стать рядом с вами», – говорится в официальном обращении Муфтията республики.
Шуана МАГОМЕДОВА