ТЫСЯЧИ ЗАРЕЗАННЫХ БАРАНОВ: КАК МАХАЧКАЛИНЦЫ ОТМЕТИЛИ КУРБАН-БАЙРАМ
12 сентября мусульмане всего мира отметили один из главных мусульманских праздников – Курбан-байрам (Ид аль-Адха), который выпадает на десятый день священного месяца Зуль-хиджа, знаменующего завершение хаджа.
Утро священного праздника в Махачкале началось с праздничного намаза в 7:30 утра, на котором присутствовали Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и муфтий РД шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. После молитвы верующие люди отправились в специально отведенные для совершения обряда жертвоприношения места. Их в этом году было организовано два: в районе Ипподрома и торгового дома «Киргу». Корреспондент «МИ» побывал на площадке для жертвоприношения и окунулся в атмосферу праздника.
ИДЕАЛЬНЫЙ БАРАН ДОЛЖЕН…
Первое, что обращает на себя внимание, – это характерный для скотобойни запах. Второе – это люди, несущие с довольными лицами баранов, которым осталось жить несколько часов. Вот крепкий мужчина в кепке-аэродроме, прихрамывая, тащит упитанного барана за рога, другой парень, уже не такой здоровый, пытается взять животное за задние копыта, словно садовую тачку.
Сразу после входа в ипподром людей встречают загоны с баранами, раскинувшиеся на протяжении нескольких сотен метров на территории площадки.
– Отдашь вон того за шесть с половиной? – спрашивает низкорослый мужчина в очках с золотой оправой, указывая на солидной комплекции барана с синей меткой.
– Этого нет, брат, это уже другая порода, – отвечает продавец Кази.
Тем временем бараны то ли от негодования, то ли от ликования начинают бодать друг друга, словно гладиаторы на арене Древнего Рима.
– Их не кормили с позавчерашнего дня, поэтому они нервничают. Хотят, наверное, чтобы их поскорее купили, – говорит Кази, окидывая загон глазами.
– Идеальный баран должен быть не хромой, без каких-либо повреждений и возрастом не меньше года. То есть здесь в загоне те животные, которые родились на прошлогодний Курбан-байрам. Один барашек стоит в среднем семь с половиной тысяч рублей, это около двухсот рублей на килограмм, – отметил продавец, погладив морду животного. – У меня загон находится прямо перед входом, поэтому с утра продал больше барашков, чем остальные.
– Животных выбирают по-разному: одни подороже, другие, наоборот, более дешевых. Но в основном берут крупных самцов. Я на своих баранов даю гарантию пять дней. Если не понравится мясо, приеду из Кураха и отдам деньги, – добавил, улыбнувшись, Кази.
Фермер Ислам, расположивший свой загон чуть дальше, объявил беспрецедентную акцию: «Все бараны по пять тысяч».
– Я уже завершаю, осталось всего десять голов, хочу поскорее уехать, – говорит Ислам, параллельно зазывая жестами проходящих мимо клиентов.
Марширующая мимо женщина лет пятидесяти, облаченная в цветастое весеннее платье с недовольством проговорила:
– Нельзя на баранов скидку делать, так не бывает. На что получила убедительный ответ: «Торговаться никто не запрещает».
– У людей психология такая, – делится Ислам. – Нужно поставить цену в семь тысяч, а потом продавать за шесть.
По словам продавца, каждый желающий расположиться на специально отведенной площадке обязан заплатить семь тысяч рублей:
– Конечно, ехать сюда нас никто не заставляет. Но такие условия создают, что приходится. Вообще, в этом году людей меньше. Такими темпами на следующий Курбан не приеду, – жалуется Ислам.
РЕЖЕМ, ЧТОБЫ КУШАЛИ…
Дальше, в нескольких метрах от загонов, расположилось десять площадок, где можно было не только зарезать животное, но и разделать его на месте. Здесь, словно на конвейере, мясники с красными повязками на руках режут баранов. Измазанные кровью, с суровыми взглядами, они ни на секунду не дрогнули перед жалостливой мордочкой животного.
На земле лежат бараны со связанными ногами, а рядом завершающий обряд жертвоприношения мясник Магди со шрамом на лице, покрытом капельками уже засохшей крови. Животное все время вырывалось, и мяснику никак не удавалось закончить свою миссию. Наконец, у помощников получилось прижать блеющее от страха животное к земле. Тогда Магди, грубо взяв барана окровавленными руками за голову, резко вонзил в горло острый нож.
– В первую очередь должно быть чистое намерение, которое бывает двух видов: обязательное и желательное, – рассказывает Магди. – В первом случае мясо раздается беднякам, а домой ничего не приносится. Во втором случае одну часть оставляют себе, другая отдается беднякам, третья – родственникам. Обязательно перед началом обряда нужно прочесть Такбир, а затем перерезать горло, глотку и две сонные артерии жертвенного животного, произнеся имя человека, на которого проводится обряд. Например, Мухаммад – сын Али.
– Жалко ли барашков? Нет, мы их убиваем, чтобы люди кушали. Другой цели нет. Вообще, это самый гуманный метод умерщвления, при котором животное чувствует только «расслабуху». Последний вздох животные делают где-то через 20 секунд, после перерезывания глотки, но в отдельных случаях агония может продлиться минуту. К барану подходят сзади, нож он не видит – это запрещено. Сам инструмент должен быть наточен очень остро во избежание мучений животного. Должно быть минимум движений. У умелого мясника получается с одного раза дойти ножом до позвоночника. В противном случае баран умрет в мучениях, и считается, что мясо такого животного нежелательно воздействует на организм человека, – добавил мясник.
По словам Магди, некоторые мясники не просят за свои услуги ничего, а если и берут плату, то чисто символическую.
– За умерщвление и снятие шкуры мясники берут 300 рублей. Это наша профессия, и цена совсем небольшая. Конечно, кто-то может добавить от себя, но мы сами больше трехсот не просим, – говорит Магди.
Головы, шкуры и внутренности баранов также подвергаются обработке. Молодой парень в белом переднике, который, склоняясь над кучей бараньих голов, точит ножи и окидывает всех устрашающе суровым взглядом – как кадр из хорошего американского фильма ужасов.
– Шкуры мы солим, а головы очищаем от лишнего, и отдаем в медресе. Но если есть желающие, могут забрать их бесплатно, – добродушно ответил тот самый «ужасный мясник» Гаджимурад, которому, как выяснилось позже, всего восемнадцать лет.
После обряда жертвоприношения и молитвы в мечети, развернутой рядом, все желающие могли бесплатно отведать вкуснейшего плова, приготовленного на костре. А уже ближе к вечеру ряды баранов изрядно поредели и люди, забравшие свою часть мяса, отправились домой, чтобы отпраздновать важнейший мусульманский праздник в кругу родных…
ПРО ОРГАНИЗАЦИЮ
В завершение хочется добавить, что организация обряда жертвоприношения на двух площадках в столице оставила хорошие впечатления. В былые годы на улицах Махачкалы можно было встретить остатки заклания: кровь, копыта, головы. Но благодаря усилиям администрации города праздник прошел на уровне: стоянка для автомобилей, мечеть, бесплатная столовая, услуги мясников, обработка и утилизация отходов. Кстати пришлась и помощь городского Комитета по спорту, туризму и делам молодежи, волонтеры которого помогали дотащить живого барана или уже разделанное мясо до машины.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ