Тысячи зарезанных баранов: как махачкалинцы отметили Курбан-байрам

 ТЫСЯЧИ ЗАРЕЗАННЫХ БАРАНОВ: КАК МАХАЧКАЛИНЦЫ ОТМЕТИЛИ КУРБАН-БАЙРАМ

 

12 сентября мусульмане всего мира отметили один из главных мусульманских праздников – Курбан-байрам (Ид аль-Адха), который выпадает на десятый день священного месяца Зуль-хиджа, знаменующего завершение хаджа.

Утро священного праздника в Махачкале началось с праздничного намаза в 7:30 утра, на котором присутствовали Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и муфтий РД шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. После молитвы верующие люди отправились в специально отведенные для совершения обряда жертвоприношения места. Их в этом году было организовано два: в районе Ипподрома и торгового дома «Киргу». Корреспондент «МИ» побывал на площадке для жертвоприношения и окунулся в атмосферу праздника.

 

ИДЕАЛЬНЫЙ БАРАН ДОЛЖЕН…

Первое, что обращает на себя внимание, – это характерный для скотобойни запах. Второе – это люди, несущие с довольными лицами баранов, которым осталось жить несколько часов. Вот крепкий мужчина в кепке-аэродроме, прихрамывая, тащит упитанного барана за рога, другой парень, уже не такой здоровый, пытается взять животное за задние копыта, словно садовую тачку.

Сразу после входа в ипподром людей встречают загоны с баранами, раскинувшиеся на протяжении нескольких сотен метров на территории площадки.

Отдашь вон того за шесть с половиной? – спрашивает низкорослый мужчина в очках с золотой оправой, указывая на солидной комплекции барана с синей меткой.

Этого нет, брат, это уже другая порода, – отвечает продавец Кази.

Тем временем бараны то ли от негодования, то ли от ликования начинают бодать друг друга, словно гладиаторы на арене Древнего Рима.

– Их не кормили с позавчерашнего дня, поэтому они нервничают. Хотят, наверное, чтобы их поскорее купили, – говорит Кази, окидывая загон глазами.

– Идеальный баран должен быть не хромой, без каких-либо повреждений и возрастом не меньше года. То есть здесь в загоне те животные, которые родились на прошлогодний Курбан-байрам. Один барашек стоит в среднем семь с половиной тысяч рублей, это около двухсот рублей на килограмм, – отметил продавец, погладив морду животного. – У меня загон находится прямо перед входом, поэтому с утра продал больше барашков, чем остальные.

– Животных выбирают по-разному: одни подороже, другие, наоборот, более дешевых. Но в основном берут крупных самцов. Я на своих баранов даю гарантию пять дней. Если не понравится мясо, приеду из Кураха и отдам деньги, – добавил, улыбнувшись, Кази.

Фермер Ислам, расположивший свой загон чуть дальше, объявил беспрецедентную акцию: «Все бараны по пять тысяч».

– Я уже завершаю, осталось всего десять голов, хочу поскорее уехать, – говорит Ислам, параллельно зазывая жестами проходящих мимо клиентов.

Марширующая мимо женщина лет пятидесяти, облаченная в цветастое весеннее платье с недовольством проговорила:

– Нельзя на баранов скидку делать, так не бывает. На что получила убедительный ответ: «Торговаться никто не запрещает».

– У людей психология такая, делится Ислам. – Нужно поставить цену в семь тысяч, а потом продавать за шесть.

По словам продавца, каждый желающий расположиться на специально отведенной площадке обязан заплатить семь тысяч рублей:

– Конечно, ехать сюда нас никто не заставляет. Но такие условия создают, что приходится. Вообще, в этом году людей меньше. Такими темпами на следующий Курбан не приеду, – жалуется Ислам.

 

РЕЖЕМ, ЧТОБЫ КУШАЛИ…

Дальше, в нескольких метрах от загонов, расположилось десять площадок, где можно было не только зарезать животное, но и разделать его на месте. Здесь, словно на конвейере, мясники с красными повязками на руках режут баранов. Измазанные кровью, с суровыми взглядами, они ни на секунду не дрогнули перед жалостливой мордочкой животного.

На земле лежат бараны со связанными ногами, а рядом завершающий обряд жертвоприношения мясник Магди со шрамом на лице, покрытом капельками уже засохшей крови. Животное все время вырывалось, и мяснику никак не удавалось закончить свою миссию. Наконец, у помощников получилось прижать блеющее от страха животное к земле. Тогда Магди, грубо взяв барана окровавленными руками за голову, резко вонзил в горло острый нож.

В первую очередь должно быть чистое намерение, которое бывает двух видов: обязательное и желательное, – рассказывает Магди. В первом случае мясо раздается беднякам, а домой ничего не приносится. Во втором случае одну часть оставляют себе, другая отдается беднякам, третья родственникам. Обязательно перед началом обряда нужно прочесть Такбир, а затем перерезать горло, глотку и две сонные артерии жертвенного животного, произнеся имя человека, на которого проводится обряд. Например, Мухаммад – сын Али.

– Жалко ли барашков? Нет, мы их убиваем, чтобы люди кушали. Другой цели нет. Вообще, это самый гуманный метод умерщвления, при котором животное чувствует только «расслабуху». Последний вздох животные делают где-то через 20 секунд, после перерезывания глотки, но в отдельных случаях агония может продлиться минуту. К барану подходят сзади, нож он не видит – это запрещено. Сам инструмент должен быть наточен очень остро во избежание мучений животного. Должно быть минимум движений. У умелого мясника получается с одного раза дойти ножом до позвоночника. В противном случае баран умрет в мучениях, и считается, что мясо такого животного нежелательно воздействует на организм человека, – добавил мясник.

По словам Магди, некоторые мясники не просят за свои услуги ничего, а если и берут плату, то чисто символическую.

– За умерщвление и снятие шкуры мясники берут 300 рублей. Это наша профессия, и цена совсем небольшая. Конечно, кто-то может добавить от себя, но мы сами больше трехсот не просим, – говорит Магди.

Головы, шкуры и внутренности баранов также подвергаются обработке. Молодой парень в белом переднике, который, склоняясь над кучей бараньих голов, точит ножи и окидывает всех устрашающе суровым взглядом – как кадр из хорошего американского фильма ужасов.

Шкуры мы солим, а головы очищаем от лишнего, и отдаем в медресе. Но если есть желающие, могут забрать их бесплатно, – добродушно ответил тот самый «ужасный мясник» Гаджимурад, которому, как выяснилось позже, всего восемнадцать лет.

После обряда жертвоприношения и молитвы в мечети, развернутой рядом, все желающие могли бесплатно отведать вкуснейшего плова, приготовленного на костре. А уже ближе к вечеру ряды баранов изрядно поредели и люди, забравшие свою часть мяса, отправились домой, чтобы отпраздновать важнейший мусульманский праздник в кругу родных…

 

ПРО ОРГАНИЗАЦИЮ

В завершение хочется добавить, что организация обряда жертвоприношения на двух площадках в столице оставила хорошие впечатления. В былые годы на улицах Махачкалы можно было встретить остатки заклания: кровь, копыта, головы. Но благодаря усилиям администрации города праздник прошел на уровне: стоянка для автомобилей, мечеть, бесплатная столовая, услуги мясников, обработка и утилизация отходов. Кстати пришлась и помощь городского Комитета по спорту, туризму и делам молодежи, волонтеры которого помогали дотащить живого барана или уже разделанное мясо до машины.

 

Нурмагомед АСТАРХАНОВ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новый устав Махачкалы обсудят на публичных слушаниях

Публичные слушания по проекту Устава городского округа «город Махачкала» назначены на 29 мая в 15:00, местом проведения выбран актовый...

В Дагестане определены победители регионального чемпионата «Абилимпикс»

Победители и призеры регионального чемпионата «Абилимпикс» определены в Дагестане. Соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными...

В столице Дагестана демонтировали очередную самовольную постройку

Администрация Махачкалы проводит планомерную работу по выявлению и сносу самовольных построек. Очередной такой объект городскими властями был установлен в...

Бывшую сотрудницу газовой службы Махачкалы будут судить за гибель двоих детей

В столице Дагестана завершено уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы городской службы эксплуатации газового хозяйства, которую обвиняют в гибели...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам