ВЛАДИМИР НАЗЛЫМОВ: «Я ЖИЛ В ШТАТАХ, НО ИЗ РОССИИ НЕ УЕЗЖАЛ»
36 лет прошло после окончания знаковой для СССР Олимпиады – 80 в Москве. Болельщики со стажем помнят, что отечественные спортсмены тогда завоевали наибольшее количество наград. Огромный вклад в эту победу внес спортсмен, который без всяких «но» вписан в зал славы мирового спорта. Речь идет о дагестанском саблисте Владимире Назлымове, который за 25 лет славной карьеры становился трехкратным олимпийским чемпионом и десятикратным (!) чемпионом планеты.
Незабвенный, но слегка подзабытый чемпион приехал на свою малую родину – в Махачкалу – не для встречи с журналистами: 80-летие республиканского спортивного ведомства просто не могло обойтись без него. Но нашедший время для короткой пресс-конференции чемпион все же уделил внимание представителям СМИ. Слегка постаревший, но подтянутый и не утративший своего задора, даже сидя перед журналистами, был готов показать пару приемов саблей. И великий чемпион, будто чувствуя вину перед земляками за долгое отсутствие, пытается объяснить, что его душа всегда находилась здесь – в Дагестане.
– Я даже паспорта своего не поменял, – рассказывает Владимир Назлымов. – Я много лет прожил в Штатах, но из России не уезжал. Прямо перед распадом СССР случился такой неприятный случай. Я, будучи главным тренером сборной СССР, отвез свою команду на сбор в Колорадо-Спрингс в США, из этой поездки не вернулся один из моих воспитанников. В то время к такому относились очень болезненно, и первым же приказом заместителя министра обороны меня выгнали из армии без права на пенсию. Было очень неприятно, учитывая, что я проработал в Вооруженных силах более 25 лет. Но, как выяснилось потом, из армии меня не выгнали, а просто отправили на пенсию. Затем обо мне вообще забыли: в стране были другие проблемы. А я отправился в США помогать сыну с учебой.
Когда мне позвонил Зайнал (Зайнал Салаутдинов – первый заместитель министра по физической культуре и спорту РД. – Прим. «МИ»), я сказал жене, что лечу домой. Я здесь вырос, здесь мой тренер, мои родители, даже воздух здесь мой. Мне просто нужно было поднять на ноги своих детей в США, я это сделал. Каждый раз продлевал свой контракт с университетом в городе Коламбус, там работаю тренером. Но он заканчивается в 2017 году, и на этот раз я его продлевать не буду. Пора домой.
Мы, в свою очередь, поинтересовались у Владимира Назлымова, значит ли это, что по завершении контракта он вернется в Дагестан и начнет заниматься фехтованием с местными детьми
– Я не могу дать стопроцентный ответ. Это все связано с техническими вопросами. 1 ноября мне исполнится 71, и каждый год я проживаю как три. Я, конечно, смогу помогать первое время, но возраст берет свое. Я думаю, что более эффективен будет именно административный ресурс, тем более что Глава республики оказывает поддержку. Не нужно больших денег, чтобы вернуть Дагестану фехтование. Формула успеха такова: несколько профессиональных тренеров и 300-400 детей, которые будут тренироваться хотя бы два раза в день. Уверяю вас, на выходе мы получим как минимум 30 детей, способных продолжить заниматься профессионально. Дагестанские дети любят борьбу, без разницы на ковре или на шпагах. Для ребят единоборства – это наша история, и многие думают, что фехтование – это что-то заоблачное. Нет, это то же самое.
Великий фехтовальщик вспомнил и своего первого тренера, который, как выразился Назлымов, «кормил своих воспитанников»:
– Я в числе учеников моего первого тренера Гайка Казаряна был не самым способным. Но он воодушевлял нас на подвиги, у него было невероятное сердце. В молодости я занимался всем самым плохим, я прошел все, но тренер меня вытащил. К чему я это? В Дагестане нужен такой же человек, который так же рьяно будет отстаивать права фехтования. Свое родное – борьбу – вы сохранили, а фехтование – нет. Не только фехтование. Была гимнастика, легкая атлетика, бокс. Я думаю, что это все вернется.
Легендарный спортсмен также рассказал о своем нынешнем месте работы, где он тренирует фехтовальщиков уже на протяжении 20 лет:
– Университет, в котором я работаю, считается государственным. У меня есть большая команда, четыре помощника, у нас своя философия. 20 лет назад в Америке фехтование было никаким, его потихонечку раскрутили, приехало очень много тренеров с постсоветского пространства. Фехтование в Америке сделано нашими руками. Мы создали мощную структуру, которая сейчас работает.
Когда меня пригласили в этот университет, я не очень хотел, но когда посмотрел на условия… Это один к одному то, что я имел, будучи главным тренером Вооруженных сил в Москве. Я могу призвать любого человека из разных точек мира. Там в одном только университете штат 300 тренеров с бюджетом в 130 миллионов. Можете представить? В США университеты зарабатывают на спорте. Считаю, что Дагестану нужно именно это. Спортивные школы должны стать спортивными клубами и научиться зарабатывать.
Фраза Назлымова о том, что «фехтование в Америке сделано нашими руками», очень интересна. Но если учитывать результаты Олимпиады – 2016, то американцы, не завоевавшие ни одной золотой медали в фехтовании, до сих пор не научились создавать проблем российским фехтовальщикам. Корреспондент «МИ» поинтересовался у Назлымова его мнением по этому поводу. Отвечая на вопрос, трехкратный олимпийский чемпион отметил, что американцам не догнать российскую школу фехтования:
– Я всегда говорил американцам, что даже после ужасной ночи обыграю любого с закрытыми глазами. Советское фехтование и американское – несопоставимы. Помню, в 53-м году наших тренеров учили венгры, и они говорили, что русские смогут стать лидерами только лет через сто. Нет, нашим тренерам хватило одного олимпийского цикла, чтобы залезть на пьедестал, а с 1964 года мы уже оседлали фехтование.
Президент международной федерации фехтования Алишер Усманов здорово помог, за четыре года он увеличил присутствие фехтования в странах до 160, а было 105, открыл четыре центра по континентам со спонсорским взносом в 1 миллион долларов. Думаю, он поддержит все, что сейчас происходит здесь, в Дагестане. Баку рядом, там есть фехтование, в Дагестане было фехтование, и если в это дело заманить Владикавказ, где оно сохранилось, Усманов поддержит. Главная моя задача состоит именно в этом. Хочу провести какие-то сборы здесь. Если найду талантливых специалистов, отвезу к себе в Штаты на переподготовку.
Нурмагомед Астарханов