ИТАЛЬЯНСКИЕ «РЕСТЛЕРЫ» В ДАГЕСТАНЕ
Уже на протяжении нескольких недель на столичном стадионе «Труд» можно наблюдать необычную картину: два молодых человека – парень и девушка спортивного телосложения тренируются и упражняются в приемах вольной борьбы. Ничего необычного, правда? Но дело в том, что, тренируясь, они говорят на… итальянском языке, что, признаемся, нас очень заинтересовало…
Как выяснилось позже, к нам в гости пожаловала целая борцовская семья, хорошо известная в спортивных кругах. Не в последнюю очередь благодаря рефери олимпийской категории Эдит Доша, которая два года назад присутствовала в Дагестане в качестве технического делегата UWW на Алиевском турнире. Будучи венгеркой по национальности, она выступала за сборную Венгрии, но, выйдя замуж за тренера Лучано Канева, переехала на его родину – в Италию. А герои репортажа – их дети Арон и Далма Канева, которые пошли по стопам родителей.
Младший Арон пока не добился больших успехов на ковре, тогда как 22-летняя Далма, выступая среди юниорок, становилась победительницей первенства Европы и вторым призером первенства мира, а в этом году она дошла до финала Ярыгинского Гран-при. Пригласил семью из Италии в Дагестан друг нашей редакции, старший тренер сборной Дагестана по вольной борьбе Гайдар Гайдаров.
«В ИТАЛИИ БОРЬБА НЕ В МОДЕ»
– Я благодарна Гайдару за все, что он сделал для нас, – говорит Далма в разговоре с корреспондентом «МИ». – Благодаря ему были решены все организационные вопросы по пребыванию в Дагестане. И Сажид Сажидов (главный тренер сборной Дагестана по вольной борьбе. – Прим. «МИ») не оставил нас без внимания, встретился с нами, отвел в ресторан, было очень приятно.
Мы тренируемся в Махачкале уже на протяжении трех недель, и за это время я набралась такого опыта, который не получила бы в Италии за год. Вы, наверное, понимаете, что борьба в Италии – не в моде. Мы занимаемся или футболом или ничем (улыбается).
Девушке, которая всю жизнь занималась вольной борьбой за пределами Дагестана, очень непривычно привыкать к нашему стилю, но, по словам Далмы, за три недели пребывания здесь она уже изучила своих спарринг-партнеров:
– Сюда я приехала не за отдыхом, – говорит спортсменка. – Моя главная напарница – Даша, но я занимаюсь и с парнями, которые младше меня на пять лет. Мне 22, а им 17, но даже при такой разнице в возрасте они очень хороши. Считаю, что для женщин важна практическая работа с мужчинами.
Мои ближайшие соревнования пройдут в ноябре во Франции, затем, возможно, в следующем году я приеду на Ярыгинский турнир в Красноярск, а после мы вернемся в Европу на чемпионат Европы по вольной борьбе, который пройдет 23 марта. И я считаю, что месяц, проведенный в Дагестане, поможет мне завоевать как можно больше медалей, – считает Далма.
– Приезжая сюда, вы, наверное, услышали много нехорошего о Дагестане, том, что здесь постоянно существует террористическая угроза. Не побоялись ли вы слухов о нашей республике? Как родственники отнеслись к вашему желанию?
– Конечно, весь мир наслышан о якобы опасной ситуации на Кавказе. Но я хочу сказать вам, что чувствую себя здесь в полной безопасности. В первую очередь, потому что в Махачкале полиция есть на каждом шагу (улыбается). Родственники только поддержали меня. Приехав сюда, я поняла, что информационный негатив, раздуваемый вокруг Дагестана и Кавказа в целом, неоправдан.
«ДАГЕСТАНУ НЕТ РАВНЫХ»
И если молодая итальянка, говорящая на английском с акцентом Виталия Мутко, оказалась более чем общительной, то младший – Арон пытался убежать от назойливого журналиста. С улыбкой и приветливостью итальянца (которые, кстати, в этом не уступают дагестанцам. – Прим. авт.) он сказал: – I don’t speak English, но нам все-таки удалось разговорить Арона и выпытать подробности тренировочного процесса.
По словам спортсмена, тренирующегося в махачкалинской школе имени Гамида Гамидова, его спарринг-партнерами выступают даже борцы – олимпийские чемпионы:
– Каждый из партнеров очень хорош, я тренируюсь с Абдулрашидом Садулаевым (олимпийский чемпион по вольной борьбе 2016 года. – Прим. «МИ»), Шарипом Шариповым (олимпийский чемпион 2012 года. – Прим. «МИ»), Шамилем Кудиямагомедовым (чемпион Европы 2016 года. – Прим. «МИ»). Есть много чемпионов мира среди молодежи. В общем, выбор сумасшедший (улыбается). Но, прошу прощения, лучший из них Мурад Гайдаров (бронзовый призер Олимпийских игр в Пекине, брат Гайдара Гайдарова. – Прим. «МИ»), – сказал Арон, одобрительно кивнув в сторону Гайдара Гайдарова.
Отвечая на вопрос о том, что больше всего ему запомнилось в Дагестане, Арон, не задумываясь ни на секунду, ответил:
– Рестлинг (англ. wrestling – борьба. – Прим. «МИ»).
21-летний итальянский борец выразил сожаление, что ему в скором времени придется покинуть республику: – Здесь мы будем находиться до 21 октября, но я очень хотел бы остаться в Дагестане подольше. Потому что, как сказала моя сестра, Италия не очень хороша в плане борьбы. Но я планирую приезжать сюда каждый год.
ЕСЛИ БУДУТ ЧАЩЕ ПРИЕЗЖАТЬ…
Пока мы говорили с гостями из Италии, стоящий поодаль от разговаривающих спортсменов Гайдар Гайдаров не сводил глаз со своих подопечных.
– Я за них головой отвечаю, – сказал Гайдаров. – С их матерью мы познакомились еще в Красноярске, и первое знакомство оставило негативный осадок. Она судья, и получилось так, что пару раз засудила наших борцов, после этого между нами даже произошел небольшой инцидент. Но вечером мы с ней сели, поговорили и поняли друг друга.
Затем мы встретились с ней на других соревнованиях, уже в Болгарии. Она интересовалась, возможно ли, чтобы ее дети потренировались в Дагестане. Арон борется в весовой категории
По словам тренера, спортсмены подготовлены неплохо, но до конкуренции с местными борцами нужно тренироваться в Дагестане еще несколько лет: – Они будут здесь еще около недели. Если речь идет о девочке, то она очень неплохая, в России она бы не потерялась, вообще она чемпионка Европы среди юниоров, а парень еще колеблется между весами – ни 74, ни 86, но он еще наберет, если, конечно, будет чаще сюда приезжать.
– Готов ли ты и в дальнейшем помогать семье из Италии с пребыванием в Дагестане?
– Я вообще готов помогать любым спортсменам, лишь бы они хотели тренироваться. Какая-то условная договоренность есть, они попросили, чтобы я им помог. Желающих приехать в Дагестан на сборы очень много, мне часто пишут на Фейсбуке, просят помочь. Но, к сожалению, у нас нет таких центров именно с жильем, где их можно было бы поселить. Приходится делать все самому, снимать квартиры и т.д. Надеюсь, что в Дагестане будут созданы подобные центры. А то потеряем звание борцовской столицы мира (смеется).
Нурмагомед АСТАРХАНОВ