НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ВЫСОКОМЕРНЫХ
О мусульмане, размышляйте обо всем сердцем и вы найдете Всевышнего во всем и увидите Творца во всякой вещи. Как же вы можете презирать творения Аллаха? Возвеличивайте творения Всевышнего Аллаха глазами и сердцем. Знайте, мюрид не достигнет совершенства, пока будет замечать недостатки в других людях. Пока мюрид видит недостатки людей, он нуждается в том, кто будет совершенствовать и воспитывать его и доведет до такой степени, на которой находятся ангелы, пророки и праведники.
Однажды с шейхом Мухиддином ибн аль-Араби случилась такая история. Когда он сел на корабль, поднялся ветер и начался шторм. Он сказал: «Успокойся, о озеро, над тобой находится море знаний!» После его слов волны утихли, из них вышло огромное животное и обратилось к шейху: «О Мухиддин, я задам тебе один вопрос, если ты ответишь на него, то будешь ученым, а если нет – невеждой». Он спросил: «Что за вопрос?» Животное сказало: «Если Аллах превратит мужа женщины во что-либо (не человека), то каков будет ее период идда: как у женщины, у которой умер муж, или как у той, которая получила развод?» Шейх не знал, что сказать. Тогда животное сказало: «Если ты сделаешь меня своим шейхом-наставником, то я отвечу на этот вопрос». Ученый согласился и животное ответило: «Если мужа превратили в живое существо, то женщина соблюдает идда, как после развода. А если его превратили в неодушевленный предмет, то идда будет, как после смерти мужа». После этого случая до самой смерти от шейха Мухиддина не слышали даже намека на то, что он обладает знаниями.
Поразмысли над следующими словами, которые ты мог бы сказать: «Если бы я не боялся, что такой-то человек возгордится, когда я стану принижаться и проявлять скромность перед ним, то я бы сделал это». В этих словах содержится предел высокомерия. Потому что ты ставишь себя выше своего брата, а затем как бы опускаешься до его уровня. Что касается скромности познавших Аллаха, то она лишена высокомерия, ибо они не думают, что их духовная степень выше, чем у кого-либо из мусульман. Пророки, будучи безгрешными, тем не менее просили Всевышнего Аллаха защитить их от сатаны и от смуты лжемессии – даджаля.
Наш господин Али аль-Хаввас говорил: «Смута даджаля – это боязнь, что люди, заставшие времена даджаля, оправдают его, когда он станет претендовать на божественные качества». В хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал (смысл): «Величие и гордость – Мое одеяние (то есть качества, присущие только Господу). Кто захочет снять с Меня одно из них, того Я погублю».
О мусульмане, остерегайтесь судить кого-либо. Поистине, у Всевышнего Аллаха есть цари в образе рабов, как есть и рабы в образе царей. Всевышний часто надевает на Своего раба одеяния рабства (убудийя) перед Ним и делает его рабом в собственных глазах, но господином в глазах окружающих. Знайте, кто думает, что его нафс лучше, чем у фараона, тот проявляет высокомерие. Нет должника, который откладывал бы выплату долга дольше, чем нафс. Нет большего врага, чем сатана. Нет противника сильнее, чем собственные страсти. Ничто не отталкивает помощь Всевышнего, как высокомерие, ибо дождевая вода собирается только в низменности, а не на вершинах гор. Так же обстоит дело и с сердцами высокомерных людей: милость оставляет их сердца и поселяется в сердцах тех, кто обладает скромностью. При этом высокомерными являются те, кто не принимает истину, а не те, кто одевается изящно и красиво. Пророк (с.а.с.) сказал: «Высокомерие – это пренебрежение истиной», то есть отказ от нее и презрение к людям. Однако не думай, что высокомерие присуще лишь высокопоставленным или состоятельным людям. Иногда оно может быть присуще даже тому, у кого нет еды на ужин. Гордыня лишь портит, но не улучшает. Потому что это надменное отношение к созданиям Всевышнего Аллаха.
Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев