МЕСЯЦ САФАР
Некоторые невежественные люди месяц Сафар связывают с какими-то предрассудками. К примеру, что нельзя отправляться в путь и т.д. Но так ли это на самом деле? Мы решили разъяснить.
Не владеющие арабским языком люди сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю включает в себя 365 (366) дней, где «солнечные» месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или 30 дней. Соответственно, начало лунного года и все его даты относительно солнечного перемещаются примерно на 10-11 дней вперед.
Началом летоисчисления стало очень значимое событие в жизни любимца Аллаха (с.а.с.) – переселение (по-арабски «хиджра») из Мекки в Ясриб, названный позже «городом Пророка» (с.а.с.) Мадинату ан-Набий, или, как мы привыкли говорить, Медина. Это переселение (хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению.
В мусульманском (лунном) году также 12 месяцев: 1 – Мухаррам, 2 – Сафар, 3 – Раби‘-уль-авваль, 4 – Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир, 5 – Джумад-уль-уля или Джумад-уль-авваль, 6 – Джумад-уль-ахир, 7 – Раджаб, 8 – Ша‘бан, 9 – Рамадан, 10 – Шавваль, 11 – Зуль-ка‘да, 12 – Зуль-хиджа.
Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. Примерное определение последнего и первого числа непригодно для точного определения начала месяца. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.
Месяц Сафар – это второй месяц мусульманского лунного календаря. К сожалению, некоторые малообразованные в плане исламских знаний мусульмане, следуя за невеждами, думают, что это какой-то особенный, «зловещий» месяц, боятся выезжать куда-то или заключать брак в этом месяце, совершать умра. Основа этому – выдумки арабов времен джахилии (до прихода Пророка (с.а.с.)). Посланник Аллаха (с.а.с.) разрушил эти верования в злополучность месяца Сафар, сказав: «Совершение умры разрешено в любое время» (Бухари, Хадж, 777). Пророк (с.а.с.) сказал: «Все месяцы — это месяцы Аллаха, все дни — это дни Аллаха». Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)». (Бухари, Тыбб, 54).
В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).
Как мы видим, в хадисах Любимец Аллаха (с.а.с.) указывает на то, что в исламе нет места таким ложным мировоззрениям.
А теперь зададимся вопросом, может ли быть месяц или день неблагоприятным для мусульманина? Да, и это день, в котором он совершил грехи и, позабыв о Создателе, вызвал Его гнев. Ровно так же, как лучший день – это тот, в котором мусульманин преуспел в богоугодных делах и получил довольство Аллаха.
Магомедарип Сиражудинов, отдел просвещения Муфтията РД