Ветврач НКЗ ДАССР А.П. Жученко решил испытать на больных лошадях силу вод Талгинского источника. Этой водой наполнили яму-ванную, в которой и купали лошадей.
После 10 ванн 11 лошадей исцелились полностью.
– Действие воды Талгинского источника на животных такое же, как на человека, – говорит товарищ Жученко.
В нашей животноводческой республике надо бы заинтересоваться этим опытом. У нас немало источников серной воды, которые можно использовать для борьбы с болезнями животных».
ОН ЛЮБИЛ РИСОВАТЬ И ПИСАЛ СТИХИ
1928 год. В Дагестане сложная ситуация в животноводстве: болеют и часто гибнут сельскохозяйственные животные. Остро не хватает ветеринаров. Александр Павлович Жученко, недавно окончивший Новочеркасский ветеринарный институт, добровольно принимает предложение выехать в Дагестан.
Годы напряженной работы, поиск новых методов лечения животных, полная отдача молодых сил. И все ему удается! Недаром в скором времени он становится начальником ветеринарного управления Дагнаркомзема.
Но сил хватает и на многое другое: буквально перед самой войной Александр Павлович избирается депутатом Махачкалинского городского Совета.
Но 1941 год перечеркнул все планы, да и саму жизнь…
На фронт уходит добровольцем, несмотря на имевшуюся бронь, и погибает буквально в первые дни войны. Как потом удалось узнать, похоронен он в братской могиле в Тверской области.
Внук Александра Павловича, Александр Вениаминович Жученко, работающий сегодня председателем профкома преподавателей и сотрудников Дагестанского государственного аграрного университета им. М.М. Джамбулатова, вспоминает, как бабушка, Анастасия Никифоровна, рассказывала, что дед любил рисовать (у него это тоже хорошо получалось), писал стихи, сочинял рассказы, в общем, натура была творческая.
В семье бережно хранят документы, связанные с жизнью дагестанского ветеринара: его диплом, агитку кандидата в депутаты, вырезки из газет, где упоминалось его имя. Диплом, выданный Новочеркасским ветеринарным институтом, на нынешние не похож: это плотная глянцевая бумага размером примерно 70х70 см, в середине которой каллиграфическим почерком изложена необходимая информация.
ДОМ НА ГОРЕ АНЖИ-АРКА
В жизни ничего не вычислишь и не угадаешь, и случайная встреча иногда может разом повернуть судьбу в сторону, о которой даже не думаешь.
Побывал на войне и Вениамин Александрович, отец Александра Вениаминовича. В 1944 году призван был в действующую армию, когда только-только окончил махачкалинскую школу №1.
Служил акустиком на подводной лодке на Северном Балтийском флоте.
Служба длилась 5 лет. С орденами, медалями на груди, в предвкушении радостной встречи с родными возвращался подводник домой, в Махачкалу.
Ехал поездом, и в соседнем вагоне веселый общительный парень увидел ее, Светлану.
Познакомиться с девушкой особых трудов не составило. Она ехала в город Орджоникидзе (Владикавказ), где училась на первом курсе местного педагогического института. Говорят, не бывает любви с первого взгляда, еще как бывает!
Через год по возвращении на родину Вениамин Александрович отправляется в Орджоникидзе и поступает в тот самый вуз, где училась Светлана.
Молодые люди поженились, после учебы по направлению работали некоторое время в школе города Минводы, преподавали математику.
В семье уже было двое детей – дочь Наталья и сын Александр, когда родители приняли решение переехать в Махачкалу.
Отец через своих друзей детства познакомился с ректором Дагестанского сельхозинститута Магомедом Джамбулатовым, который пригласил его на работу.
До сих пор стоит на горе Анжи-арка двухэтажный дом, где селились в то время приезжие специалисты. Семья Жученко заняла одну комнату в коммунальной квартире этого дома.
Александр Вениаминович вспоминает, что в ту пору не было сегодняшних пятиэтажных зданий, окружающих дом: прямо перед фасадом зеленела рощица, а позади ступеньками обрывались скалы.
Сегодня на правой стене дома большими буквами написаны имена тех преподавателей, которые когда-то жили в этом доме, среди них и фамилия Жученко.
БУРАТИНО И КОМПАНИЯ
В 1962 году на улице им. Гаджиева, недалеко от дома, где жила семья,, завершилось строительство школы №33.
– Я сам открывал эту школу, – вспоминает Александр Вениаминович, – жарким днем 1 сентября, мне, первокласснику, доверили перерезать ленточку перед входом в здание. С заданием справился, но от волнения и жары закружилась голова, и я потерял сознание. Хорошо, рядом находилась мама, она отнесла меня в тень, побрызгала водичкой. А когда очнулся, вручила букет и отвела в класс.
Кстати, его мама, Светлана Ивановна, была одним из первых педагогов новой школы. Она преподавала математику в старших классах, а через год выпустила своих первых питомцев. Со временем она стала заведующей районо Советского района города Махачкалы, а затем директором школы №3.
Интересное время было в начале 1960-х годов. Многое только начиналось, например, Дагестанское телевидение. Рядом с сельхозинститутом, на горке завершилось строительство телебашни и аппаратно-студийного комплекса.
А 1 октября 1960 года вышла в эфир первая дагестанская передача. Все программы шли «живьем», в прямом эфире. Почему? Да просто не было тогда видеозаписи.
Понятно, что телевизионщики не оставляли без внимания новую соседнюю школу №33, которая через полгода своего существования получила почетное название – имени Героев космоса.
А 12 апреля, день полета Юрия Гагарина в космос, стал школьным праздником. На день школы в апреле пришли соседи из телевизионного центра снимать репортаж. Очень им понравилось выступление первоклассника Жученко, который читал стихи о космонавтах. Ему предложили вести детские передачи в образе Буратино. Партнершей ведущего стала девочка Капелька (Заира Манарова).
Несколько лет дети работали на телевидении: вели школьные концерты, отвечали на письма, вручали подарки победителям разнообразных конкурсов.
Это невероятно, но и сегодня, по прошествии многих лет, кто-то да и остановит Александра Вениаминовича: а, это ты тот самый Буратино?
КОЛХОЗ ИМЕНИ КРУПСКОЙ
Жизнь была интересной, до краев заполненной увлечениями большинства советских детей: спорт – баскетбол, музыка – по классу баяна, и конечно, учеба. В 1971 году молодого спортсмена даже пригласили в юношескую сборную России по баскетболу.
По окончании школы не было сомнений, куда поступать – сельхозинститут. Студенческие годы запомнились участием в спортивных соревнованиях и стройотрядами. Как-то отправили ребят на работу в Кизилюрт, где возводился химзавод (сегодня завод фосфорных солей). Поручили покрасить трубы, а это башни высотой до
Прикрепив страховочные пояса, поднимались по лестнице на самый верх. А там, наверху, амплитуда колебаний трубы была 3-
Окончив институт с дипломом, где была обозначена специальность – «экономика и организация сельского хозяйства», Александр Вениаминович отправился по распределению в колхоз имени Крупской Тульской области. И первая запись в трудовой книжке подтверждает, что трудился он в должности экономиста до самого призыва на военную службу, где был шифровальщиком спецсвязи в войсковой части в Волгоградской области.
ЕСТЬ МНЕНИЕ…
По завершении службы вернулся в Махачкалу и, так уж получилось, что по своей прямой специальности больше не работал. С увлечением погрузился в новую для себя сферу – это комсомольско-партийная деятельность. Начинал с должности инструктора Ленинского райкома ВЛКСМ города Махачкалы.
– Я человек общительный, – говорит Александр Вениаминович,– легко нахожу общий язык с людьми. Мне нравилась работа с молодежью, мы проводили интересные мероприятия, выезжали к нашим «побратимам» из Карабудахкентского района, давали концерты художественной самодеятельности, проводили различные конкурсы, соревнования. Жизнь бурлила и кипела.
Потом легко и быстро продвигался по ступенькам карьерной лестницы. Обычно это происходило так: вызывает высокое начальство и говорит: есть мнение назначить Вас… И называется следующая должность.
Трудился в свое время инструктором отдела комсомольских организаций Дагестанского обкома ВЛКСМ, секретарем комитета ВЛКСМ Дагсельхозинститута, работал в Советском райкоме КПСС, в Махачкалинском горкоме КПСС, а в 1985 году был назначен заведующим идеологическим отделом Новолакского райкома КПСС.
И тут грянула перестройка, партийные органы свое влияние утратили. Некоторое время Александр Вениаминович работал в Секретариате Верховного Совета ДАССР, затем занимался предпринимательской деятельностью.
Много пришлось пережить, были и взлеты и падения, но неизменным оставалось чувство, которое держит на плаву каждого: ощущение собственных корней, любовь к родной земле, привязанность к родным, близким, друзьям.
– Дагестан – моя родина, – признает Александр Вениаминович,– мои корни здесь, у меня друзья разных национальностей, я уважаю и соблюдаю традиции и обычаи всех живущих здесь народов. Знаю и умею вести себя в самом разном обществе так, как это принято.
Наталья БУЧЕНКО