Одни наряжают елку, украшают дом, готовят праздничный стол, поздравляют друг друга и дарят подарки. Другие стараются всячески оградить себя и свою семью от каких-либо праздничных проявлений в силу религиозных убеждений. И все бы ничего, если их «усилия» этим бы и ограничивались. Каждый волен решать, забивать ему барана на Курбан-байрам или готовить оливье на Новый год. Но ведь неприятие иного образа жизни порой превращается в неприязнь.
Известно, что исторически Новый год – немусульманский праздник, более того, как отметил в разговоре со мной член Совета алимов Дагестана Магомед Курбандибиров, по исламу эта дата и вовсе не является моментом смены одного года другим. «Мусульманину не дозволено праздновать предстоящий праздник, но разрешено поздравлять представителей других конфессий, сохраняя с ними доброжелательные отношения», – подчеркнул алим.
А если мои соседи, условные Магомед и Патимат со своим детьми, отмечают Новый год, являясь при этом приверженцами ислама, то я должен взять топор и раскромсать их елку?
Вспоминаю случай, который произошел на предновогоднем родительском собрании, которое проводила классная руководительница моей младшей сестры. Началось обычное для таких случаев обсуждение того, как провести для детей новогоднюю елку и сколько денег собрать. Текущим обсуждением оказался резко недоволен один из отцов. Называя всех кафирами и другими нехорошими словами, бородатый дядя заверил, что его сын ни на какое мероприятие ни в коем случае не пойдет. Мне искренне жаль детей таких родителей. Что может быть для ребенка хуже, чем осознание того, что ты единственный сидишь дома, пока твои друзья веселятся, танцуют и играют. Но, видимо, для подобного человека, считающего себя хорошим мусульманином, вовсе не обязательно быть еще и хорошим отцом.
Для меня всегда оставались непонятными попытки связать Новый год с той или иной религией. Мне тяжело представить человека, уж тем более – дагестанца, который отмечает этот праздник из языческих соображений. Новый год – это смена одного жизненного этапа другим, возможность подвести итоги за прошедшие 365 (366) дней и поставить задачи на ближайшие. Елка, мишура, бумажные снежинки – это всего лишь украшения, а Дед Мороз и Снегурочка – выдуманные персонажи, которые делают детство детей немного ярче. Не более! Хочется напомнить слова братьев Стругацких: «Проще надо быть! Проще! Счастье в простом!»
Зиявутдин ГАДЖИАХМЕДОВ