Многие махачкалинцы сталкивались с ситуацией, когда им приходилось отстаивать свои дворы от застройщиков, которые в качестве весомого аргумента показывали постановления, подписанные главой города, и другие правоустанавливающие документы. Как мошенники на протяжении многих лет изготавливали фальшивки, с помощью которых в дальнейшем захватывали земельные участки, – читайте в расследовании «Махачкалинских известий».
НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО
Процедура получения фальшивых «зеленок» была продумана до мелочей («зеленка» – это свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Название произошло от того, что до 2008-го года бланк данного документа имел зеленый цвет. С 1 января 2017 года вместо свидетельства о госрегистрации выдается выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП – Прим. «МИ»).
О технологии, используемой мошенниками, рассказывает «МИ» руководитель Управления общественной безопасности и противодействия коррупции администрации г. Махачкалы Шейхрагим Рагимов.
В основном все фальшивые документы изготовлены за поддельной подписью бывшего главы города Саида Амирова. Встречаются и совсем «древние» манускрипты начала 90-х, якобы подписанные еще мэром Магомедом Магомедовым.
Всего таких постановлений за подписью разных мэров города насчитывается около трех тысяч. Значительная их часть была изготовлена сразу после ареста Саида Амирова, когда в мэрии начался временный период безвластия.
«Когда арестовали Амирова, некоторые работники мэрии, обладавшие доступом к архиву, быстро сориентировались. За одну только ночь было изготовлено большое количество постановлений. Оттуда идет этот коллапс,который творится сейчас в городе», – говорит Шейхрагим Рагимов.
Изготавливать поддельные документы могли только люди, очень хорошо знающие, как в мэрии осуществляется документооборот, и специфику выдачи постановлений главы города. Осуществить такую масштабную аферу, естественно, было бы невозможно без участия уволившихся после 2013 года работников мэрии.
УЧАСТКИ ОФОРМЛЯЛИ НА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ
Мы уже упоминали о том, что для публикации фальшивых документов был нужен доступ к архиву. Для чего это нужно? Тому, что вытворяли с архивными журналами бывшие работники горадминистрации вместе с сообщниками, мог бы позавидовать сам Остап Бендер, который в отличие от героев нашей публикации, «чтил Уголовный кодекс».
В аферы непроизвольно оказались втянуты известные в республике люди – заслуженные артисты и деятели искусств РД. Зная, под каким номером проходят в архиве постановления на выдачу почетных званий, аферисты в дальнейшем использовали эти регистрационные номера. Их вписывали в поддельные постановления о выделении земельного участка.
Причем этот номер вписывался в архивных документах следующим образом. Если постановление о присуждении деятелю искусств какого-то звания регистрировалось под номером 4470, то фальшивое постановление о выделении участка заслуженному артисту выходило под тем же номером, но с дробью 1. Затем с помощью различных махинаций участок оформлялся на нужного человека.
Почему в качестве подставных фигур выбирались представители интеллигенции? (Их имена не называются, чтобы не портить репутацию авторитетных горожан, не причастных к аферам. – Прим. «МИ»).
«Они знали, что эти люди, получившие от мэрии звание или награду, никуда не обратятся. Старались выбирать непроблемные постановления, которые не будут запрашиваться», – рассказывает Рагимов.
Как пояснил наш собеседник, установить фальшивку в большинстве случаев не составляет труда. Для этого проводится почерковедческая экспертиза, анализируется происхождение бумаги и чернил. С помощью криминалистов уже доказано, что данное деяние является противоправным действием и подпадает под статью 159 УК РФ – «мошенничество».
В дальнейшем незаконно оформленный участок легализовывался путем перепродажи или переоформления у нотариуса. Причем последний человек, кто приобрел участок, мог и не знать обо всех темных схемах.
По данным Управления общественной безопасности и противодействия коррупции, в Махачкале функционировали специальные фирмы, которые занимались фальсификацией документов.
Поддельные бумаги в итоге поступали в управление Росреестра по РД, где земельный участок ставился на учет.
Примечание «МИ»: Первоначально документы подаются в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (Филиал ФГБУ ФКП по РД, или как называют его проще – Кадастровую палату). Здесь привлеченные специалисты проводят межевание участка, он наносится на карту. После этого выдается кадастровый паспорт, который относится в управление Росреестра по РД, где в конечном итоге выдают правоустанавливающие документы на участок.
В основном участки, оформленные с помощью липовых документов, располагаются между домами, рядом с многоэтажками, в местах общего пользования.
Сейчас, как отмечает Рагимов, фактов отвода земельных участков в городе практически нет.
«В Махачкале нет свободной земли. Главный приоритет – разобраться с теми участками, которые были незаконно захвачены», – подчеркивает представитель мэрии.
НЕЗАКОННЫЕ ЗАСТРОЙЩИКИ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ
В то же время еще имеются попытки незаконного приобретения и использования земельных участков. Только за 2016 год и январь этого года Управлением общественной безопасности и противодействия коррупции администрации города были направлены в правоохранительные органы 52 первичных материала. По ним уже возбуждено 15 уголовных дел.
Особенно много желающих построить объекты на территории озера Ак-Гель. Всего на сегодняшний день в ходе проверок выявлено около сорока таких эпизодов.
Сейчас следственными органами Управления МВД РФ по Махачкале проводится расследование уголовного дела по факту подделки постановления главы администрации г. Махачкалы №509 от 29 марта 2005 года о предоставлении гражданину в собственность земельного участка площадью 2 185 квадратных метров под строительство торгового комплекса.
Аналогичный материал по фактам захвата земель в районе озера Ак-Гель подготовлен сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РД для передачи в следственные органы.
Кроме этого, к следователям поступил материал по факту захвата земельного участка площадью
«Такого рода поддельные акты оформляются, как правило, на земельные участки, которые в силу своего расположения – во дворах домов, на территории детских площадок, в школьных дворах, скверах – как места общественного пользования, не могут быть использованы под какое-либо строительство. Людям следует быть внимательными при покупке такого рода сомнительных участков во избежание уголовно-правовых и материальных последствий», – предупреждают в Управлении общественной безопасности столичной мэрии.
«Сейчас у владельцев поддельных документов нет покровителей, им надо побыстрее все узаконить», – так ответил Рагимов на вопрос корреспондента «МИ», почему сейчас активизировались хозяева поддельных документов.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?
По фактам мошенничества необходимо обращаться в правоохранительные органы. В администрации Махачкалы также готовы рассмотреть обращения граждан, связанные с сомнением в правоустанавливающих документах.
Для консультаций в мэрии работает общественная приемная, в здании горадминистрации установлен ящик для обращений граждан, которые хотят оставить анонимную информацию.
Как рассказал «МИ» Шейхрагим Рагимов, имеется поручение мэра города Мусы Мусаева, чтобы главы Советского, Ленинского и Кировского районов на своей территории встречались с людьми, у которых имеются подобные жалобы, на месте формировали материал и передавали его, при необходимости, в правоохранительные органы. (О том, как в Ленинском районе Махачкалы решают подобную проблему, читайте в материале «В Махачкале построят образцовый евродвор» в №6 от 10.02.2017. – Прим. «МИ».)
«Лица, имеющие поддельные документы, с наступлением весны наверняка предпримут попытку активного строительства. Мы предупреждаем: не спешить со стройкой, чтобы не понести лишних затрат. Начиная от участковых и до руководителей районных администраций, будет вестись строгий контроль. Пока не будет осуществлена проверка документов, никому строить не разрешат», – предупреждает Рагимов.
Как уточнил представитель мэрии, городская администрация готовит обращение в управление Росреестра по РД республики с предложением за три дня до оформления ставить в известность структуры столичной мэрии о документах, поступивших на оформление участков. За это время горадминистрация намерена проверять их законность.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Когда верстался номер «МИ», стало известно еще о двух фактах попытки легализации поддельных документов.
14 февраля в Верховном суде РД рассматривалась апелляционная жалоба жителя Махачкалы об отмене решения Ленинского районного суда. Истец Рустам Магомедов просил признать недействительным свидетельство на земельный участок в районе ул. З. Космодемьянской, 48 «а», выданный гражданину администрацией Махачкалы постановлением №2567 от 15 декабря 1997 года, и аннулировать право собственности на участок.
Как оказалось, данное постановление не соответствует по номеру и дате имеющемуся в архиве. Согласно архивным данным, за №2567 значится постановление главы администрации Махачкалы от 17 декабря 1997 года «Об отводе обществу «Мир без войны» земельного участка под строительство общественно-оздоровительного комплекса по пр. И. Шамиля». Судебное расследование продолжается.
13 февраля прокуратура РД опубликовала на своем сайте информацию об обнаружении факта незаконного приобретения муниципального участка после коллективного обращения жителей дома в Махачкале. Ущерб для города оценен в сумму 4,3 миллиона рублей.
Коллективное обращение о незаконном приобретении права собственности на земельный участок в прокуратуру направили жильцы дома 10 «в» по проспекту Имама Шамиля.
«Установлено, что местный житель представил в Ленинский районный суд Махачкалы фиктивное постановление главы администрации города о выделении земельного участка. Таким образом, сфальсифицировав доказательства по гражданскому делу, он приобрел право собственности на муниципальный земельный участок», – сообщает прокуратура. Материалы проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Тимур АЛИЕВ