НЕ СКОРАЯ ПОМОЩЬ?
Село Агачаул Карабудахкентского района находится в 8 километрах к юго-западу от Махачкалы у подножия горы Тарки-Тау. Продолжительность поездки от села до города составляет порядка 30 минут, в то время как до Карабудахкентского района жителям села ехать больше 1,5 часа. В этой связи жители села вынуждены за медицинской помощью обращаться в городские медучреждения, так как до районных больниц и поликлиник добираться в разы дольше, а сельский фельдшерско-акушерский пункт не имеет возможности оказать полноценную медицинскую помощь, да и больничные листы в медпункте выдавать не уполномочены.
Но даже обратиться за помощью в медучреждения Махачкалы не всегда представляется возможным, так как выехать за пределы села на общественном транспорте весьма затруднительно по причине его полного отсутствия. Агачаульцы рассказали корреспонденту «МИ», что отсутствие полноценного медучреждения в селе или даже просто квалифицированного врача не ощущалось бы так остро, если бы в селе имелся общественный транспорт, курсирующий между Агачаулом и Махачкалой.
«В город поехать – в поликлинику или еще куда-то – проблем нет. Но маршруток нет, приходится добираться своими силами: кто соседа попросит отвезти, кто родственника. Но они ведь не всегда свободны. А если есть срочность? Приходится бегать по всему селу, искать, просить…», – рассказывает житель села Айрум Айболаев.
Отсутствие транспорта между селом и городом отражается не только на сельчанах, страдают и жители столицы, работающие в селе. Рассказывает «МИ» преподаватель Агачаульской СОШ Джаварият Комбалатова: «Транспорт – больная тема для нас, с просьбой организовать маршрутное такси от села до города мы обращались неоднократно и в районную администрацию (администрацию Карабудахкентского района. – Прим. «МИ»), и в мэрию города Махачкалы, но транспорта нет и по сей день. Учителям, моим коллегам из Махачкалы, приходится нанимать маршрутку за собственные деньги, чтобы приехать на урок, а вы сами знаете, какая у учителей зарплата», – говорит женщина.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДИЛЕММА
Формально Агачаул находится в ведении Карабудахкентского района, а фактическая жизнь сельчан напрямую связана с Махачкалой, да и с географической точки зрения село расположено ближе к городу, нежели к центру района, которому принадлежит. Но проблемы Агачаула все же находятся вне компетенции администрации Махачкалы, поэтому и жалобы, обращенные к мэрии города, малопродуктивны. Однако и администрация Карабудахкентского района не спешит решать проблемы жителей села, хотя закрыть вопрос с транспортом районные власти обещали еще два года назад, во время встречи с активом поселения. В ходе этой же встречи было принято решение в 2016 году заняться вплотную проведением водовода для обеспечения населения села чистой водой. Однако ни водовода, как, впрочем, и транспорта, в селе все еще нет.
РАДЫ, НО НЕ МОЖЕМ…
Несмотря на административные формальности, жители села все же рассчитывают на помощь мэрии Махачкалы в решении проблемы с транспортом. Насколько это возможно, мы выяснили в ходе беседы с начальником отдела организации транспортного обслуживания населения Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Кириллом Лебенко. «Мы бы рады помочь, но не можем. Если бы они (жители села Агачаул. – Прим. «МИ») не относились к Карабудахкентскому району, многих проблем бы не было, в частности, и этой. Этот вопрос сейчас обсуждается в Министерстве транспорта, энергетики и связи РД, и, возможно, им предоставят межмуниципальный маршрут от села до автостанции города», – отмечает Лебенко.
Правда, информацию о предоставлении межмуниципального маршрута в Министерстве транспорта, энергетики и связи РД на данный момент не подтвердили.
Комментируя проблему с транспортом в селе, Лебенко не зря затронул тему административной принадлежности села. Но жители села резко выступают против передачи сельских земель в ведение администрации Махачкалы (если такое представить гипотетически), даже обращаясь за помощью к городским властям.
«Вопрос о передаче наших земель городу поднимался еще при Амирове (экс-мэр Махачкалы. – Прим. «МИ»), но мы и тогда были против, и сейчас. Здесь наши участки (земли. – Прим. «МИ»), как их потом будут перераспределять, мы не знаем», – задается вопросом жительница села.
Проблемы жителей села Агачаул взаимосвязаны: проблема с транспортом упирается в проблему административных границ, в то время как вопрос передачи населенного пункта в городское ведение на повестке дня даже не стоит.
Наида АМИНОВА