Дозволение лжи в исламе

 Ложь является основой всех зол, и поэтому в нашей религии она категорически запрещена. На запретность лжи и на то, что ложь является одним из самых отвратительных грехов, указывают многие аяты Священного Корана и достоверные хадисы Пророка (с.а.с.) От Сафвана бин Салима передается, что Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили: «Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее спросили: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – ответил Пророк (с.а.с.) И наконец, его спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» Пророк (с.а. с.) ответил: «Нет, никогда» (Байхаки).

С тем, что ложь является запретной, согласились все ученые ислама. Ложь также считается одним из признаков лицемера. От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжет; когда обещает, то нарушает (свое обещание), а когда ему доверяются, он предает» (Бухари, Муслим). Ложь не дозволяется мусульманину ни при каких обстоятельствах, даже если дело касается мелочей, на которые люди обычно не обращают внимания. Нельзя приукрашивать рассказ, добавляя к нему всякие небылицы. Посланник Аллаха (с.а.с.) велел никогда не говорить то, что не соответствует действительности, даже когда человек рассказывает о том, что он видел во сне. От Ибн Умара передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, к наихудшим видам лжи относятся рассказы человека о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел» (Бухари).

Мусульманин не может быть лжецом, ему не присуще такое скверное качество, однако в некоторых случаях ложь для мусульманина считается допустимой. От Умм Кульсум бинт Укба бинт Абу Муайт передается, что она слышала, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не является отъявленным лжецом тот, кто (лжет, стараясь) примирить людей друг с другом и сообщая им нечто благое» (Бухари, Муслим). В риваяте (версии) Муслима добавляется также, что Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, за исключением трех случаев: имея в виду войну, (попытки) привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу».

Пророк (с.а.с.) в этом хадисе нам ясно указывает на то, что прибегать ко лжи разрешается только в тех случаях, когда это приносит явную пользу. Указывая на критерии дозволенности лжи, имам Абу Хамид аль-Газали сказал: «Слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так и с помощью лжи, прибегать к которой категорически запрещается, если в этом нет крайней необходимости. В тех случаях, когда нет возможности добиться благой цели, кроме как с помощью лжи, прибегать к ней дозволено (мубах), если желаемое относится к числу дозволенных вещей, и обязательно (ваджиб), если желаемое является обязательным. Например, если мусульманин скрывается от разыскивающего его притеснителя, прибегнуть ко лжи, чтобы помочь ему скрыться, обязательно. Так же следует поступить и человеку, которому что-либо отдано на хранение, или тому, кто знает, что другой человек хранит у себя чужое имущество или деньги. Если притеснитель с целью отобрать доверенное человеку чужое имущество станет его разыскивать, человек обязан солгать, чтобы утаить от него это имущество. Если же он расскажет притеснителю о доверенном имуществе, и тот силой отберет его, хранитель обязан возместить убытки тому человеку, который доверил ему имущество. Ложь не является запретной и в тех случаях, когда дело касается войны, примирения людей друг с другом или попыток склонить к прощению сердце человека, против которого было совершено преступление, если желаемого можно добиться только с помощью лжи». Резюмируя все вышесказанное, можно указать пять случаев, в которых ложь для мусульманина считается либо дозволенной, либо обязательной: военная хитрость; то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу; предотвращение конфликта между двумя мусульманами или примирение двух мусульман; цель – скрыть от злодеев местонахождение мусульманина; защита имущества мусульманина от преступных посягательств.

Но все же мусульманину предпочтительнее всегда и во всем полностью отказываться ото лжи, даже если прибегать к ней разрешается. Исключение же составляют только такие случаи, когда ложь является обязательной и нет другой возможности добиться желаемого.

 

Нурмагомед Изудинов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам