Ее называли «серебряной легендой Дагестана», восхищались ее талантом не только в Дагестане, но и в Грузии…Манаба Магомедова – первая в республике женщина-ювелир, художник и, как выяснилось, фотограф.
Ее фотографии заполнили собой все пространство музея – большие и маленькие, отражающие разные этапы жизни горцев – свадьбы, тяжелый труд в поле, воспитание детей, работу… Здесь удивительные портреты горянок, смотрящих задумчиво или с улыбкой в объектив. Таких на улицах уже не встретишь. Фотоснимки получились такими же, как и все работы автора – монументальными, как сами горы, в которых она родилась и которые всю жизнь любила.
Куратор выставки, директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева уверена, что творчество Манабы Магомедовой безгранично и каждый раз сияет разными гранями.
«Все знают это имя. Это великая, выдающаяся личность, первая женщина-ювелир. Сегодня мы видим ее в новой ипостаси. Мы представляем фотографии, выполненные в 50-70-х годах прошлого века. Они сделаны во время ее этнографических поездок. То есть до сегодняшнего дня в богатой биографии Манабы Магомедовой фотовыставок не было. Все произошло удивительным образом. Дочь Манабы – Лейла Изабакарова показала мне несколько пленок и фотографий своей великой мамы, и тогда я поняла, что этот материал необходимо показать. Это замечательный, богатейший фотоархив истории Дагестана того периода, который, к сожалению, прошел. Мы на фотографиях видим ушедший Дагестан, архитектуру того времени, аулы… Тем не менее, я настаиваю на том, что все увиденное нами здесь, несмотря на его этнографическую ценность, в первую очередь является самым настоящим искусством. В мае прошлого года наш музей представил эту выставку в Музее истории города Тбилиси. Грузинская публика была просто в восторге. Они говорили нам: “Вы открыли для нас новую Манабу”. Этим и интересна данная выставка. Сегодня давно известное нам имя открывается с абсолютно другой стороны», – подчеркнула Дадаева.
Дочь Манабы Магомедовой – Лейла Изабакарова, которая пошла по стопам матери и стала художником, рассказывает, что с детства помнит свою маму с фотоаппаратом в руках.
«Известный в Тбилиси искусствовед Рене Шмерлинг посоветовала ей записывать все наши горские адаты, фотографировать быт горцев. Благодаря этим записям и фотографиям вышли ее первые книги в 1967 году. Я хочу выразить огромную благодарность Зареме Дадаевой, потому что это ее идея. Эти фотографии так бы у меня и лежали, если бы не Зарема. У мамы, кстати, есть еще и этнографические фотографии утвари и предметов быта горцев. Эти вещи уже не существуют, но живут на фотопленке», – сказала Изабакарова.
Министр по национальной политике Татьяна Гамалей обратила внимание присутствующих на то, что именно творчество Манабы Магомедовой может стать связующим звеном между Дагестаном и Грузией, в которой она жила и работала долгое время.
«Эта выставка такая многоярусная, многоуровневая. Мы можем видеть, каким был Дагестан в прошлом столетии. Это частная и честная история, которая может быть нашей настольной книгой. Данная экспозиция уже была представлена в Грузии. Мы немножечко потеряли связь с нашими соседями, а это так неправильно… У нас схожая культура и даже генотип людей одинаковый, если смотреть на эти фотографии. Конечно, архитектура отличается, но люди такие теплые, такие близкие, такие замечательные! И, конечно, стоит сказать о самом образе Манабы Магомедовой – женщине-матери, женщине-труженице, женщине с богатейшим внутренним миром. Она по-прежнему нужна Дагестану. Да, мы живем в XXI веке, но пример Манабы, ее личности все еще чрезвычайно важен в нашей жизни», – считает Гамалей.
Пришедший на выставку заместитель мэра Махачкалы Запир Алхасов назвал творчество Манабы Магомедовой заслуживающим особого внимания.
«Прогуливаясь по Москве и проходя с улицы Никольской на Охотный ряд, обратил внимание на огромный баннер, говорящий о том, что в Государственном музее проходит выставка, посвященная творчеству Манабы. Мне, дагестанцу, находящемуся в Москве, стало особенно приятно от понимания, что на такой площадке будет представлено творчество великого человека и прекрасной горянки, которой действительно была Манаба Магомедова. Я хочу пожелать всем нам, чтобы в истории Дагестана было больше таких людей и подрастающему поколению было на кого равняться», – отметил Алхасов.
Посмотреть на застывшую в фотографиях историю Дагестана и Грузии в этот день пришли многие. Люди ходили от фотографии к фотографии, отмечали, что таким Дагестан видят впервые, и кажется, что таким он остался только в объективе Манабы.
Выставка продлится до 15 мая.
Шуана МАГОМЕДОВА