Игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информация, которую об этом родители получают из рекламы, отражает лишь интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка. За последние 15-20 лет жизнь сильно изменилась. Детские игры и игрушки также сильно изменились. Если раньше ребенок представлял себя богатырем, казаком, Чапаевым, то сейчас – человеком-пауком, бэтмэном, крутым Уокером. Добрые советские мультфильмы, такие как «Аленький цветочек», вытеснили скруджи и микки-маусы. Вместо зайчиков и мишек прилавки магазинов заполнили худощавые «красотки» Барби, разрушающие все принципы детской игрушки и самой игры. Кукла, прежде всего – это дитя, пупсик, малыш, играя с которым маленький человек социально готовится быть родителем, воспитателем, учителем, в крайнем случае – другом, сверстником. Барби же – модель взрослой женщины, с подчеркнуто зрелыми формами, которую баюкать как-то не здорово. К тому же, ярко размалеванная, она пробуждает преждевременное подражание в применении косметики. И рынок тут же предлагает специальную «детскую» косметику!
Что же советуют исламские ученые? Имам аль-Газали, учитывая многие аяты и хадисы, сказал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное родителям Всевышним, за что им держать ответ пред Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет ко злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».
Невозможно оспорить, какое огромное воспитательное значение имеют игрушки для маленького человека. Они программируют поведение ребенка в будущем. Поэтому, покупая новую игрушку малышу, нужно подумать, как она будет воздействовать на него и какую программу в себе содержит. Игрушка должна формировать гуманное, заботливое, милосердное отношение к окружающим, ведь поведение ребенка в игре имеет возможность воспроизводиться и в реальности. Ребенок воспринимает любую игрушку только эмоционально. Поэтому эмоции, которые несет игрушка, должны быть позитивными. По мнению детских психологов. Все эти современные черепашки Ниндзя, трансформеры, бэтмэны и покемоны нередко провоцируют накопление жестоких и агрессивных детских фантазий, достаточно часто реализуемых потом по отношению к более слабым своим сверстникам или к животным. Западные игрушечные «ужастики» обладают таким резко негативным полем, что способны уничтожить в душе ребенка все понятия о добре и зле, и очень опасно, что это происходит именно в игре. Уродливая игрушка может породить подобного себе монстра в душе маленького человека. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у него разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Нередко можно услышать от современных родителей, что мир сейчас жестокий, что нужно силой добиваться своего, и пусть дети растут жесткими и «пробивными». Но нельзя забывать, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего оборачивается против самого человека и тех, кто его воспитал.
Халима Файззулина, сотрудница отдела просвещения Муфтията РД