Он был рожден для моря

 В Темир-хан-Шуре (сегодня Буйнакск. – Прим. «МИ») Магомед с отличием окончил четырехклассную школу. Мальчик рос сильным, ловким и смелым. Наслышавшись от отца о дяде Расуле, служившем военным моряком на Каспии, Магомед, когда ему исполнилось 11 лет, уехал в Баку, ближе к морю, которое полюбил на всю жизнь.

 

ПЕРВАЯ МОРСКАЯ ВАХТА

Дядя устроил его юнгой на боевой корабль. В Порт-Петровске белогвардейцы схватили Расула и как большевика расстреляли. Тяжело перенес Магомед его смерть. С мечтой о море пришлось расстаться. Он работал на Буйнакском фруктово-консервном заводе паяльщиком. Возглавлял комсомольскую организацию завода, был вожаком молодежи. В 1925 году по комсомольской линии был направлен в Ленинград в Военно-морское училище имени Фрунзе. Страстно стремился стать моряком, трудился изо всех сил. Учеба захватила Магомеда.

Первым кораблем, на палубу которого он ступил вместе с курсантами подготовительного курса, был легендарный крейсер «Аврора». Там Магомед встал на свою первую морскую вахту. В феврале 1931 года Гаджиев окончил училище и был направлен минером на подводную лодку Черноморского флота.

В 1932 году проходил обучение на специальных курсах в учебном отряде подводного плавания, после окончания которого получил назначение помощником командира подводной лодки.

 Растет боевая мощь Родины. На Тихом океане создается флот. Гаджиев получил назначение командиром подводной лодки и начал готовиться к отъезду на Дальний Восток. В Ленинграде он познакомился с девушкой Катей. Молодые люди полюбили друг друга. Свадьбу сыграли в кругу друзей-моряков. А в августе 1933 г. Гаджиев прибыл на Тихоокеанский флот. Вскоре во Владивосток прибыла и Катя – его жена. Магомед полюбил Тихий океан, его бескрайние просторы, штормовой характер. Не жалея сил, он готовил личный состав к плаванию в любых условиях «Случись война, – говорил Гаджиев, – хорошей погоды не закажешь».

Обстановка на Дальнем Востоке была тревожной – провокации японцев следовали одна за другой. Подводники понимали обстановку и прилагали все силы для укрепления оборонной мощи флота. Подводная лодка Гаджиева постоянно выходила в дальние плавания. Часто давались специальные поручения и задания. За одно из них Магомед Гаджиев получил орден Ленина. В 1936 году его назначают командиром «щуки» — подводной лодки «Щ-117». Новый экипаж, новые трудности, Гаджиев непрерывно в море, успешно отрабатывают все задачи. Подводники берут один рубеж за другим.

В августе 1937 года передового командира направляют на учебу в Военно-морскую академию. Окончить академию не удалось, флотам нужны были кадры. Гаджиева отозвали и в сентябре 1939 года назначили начальником подводного отдела штаба Северного флота: богатый практик, плававший на многих типах подводных лодок, он хорошо знал кораблевождение, управление лодками и тактику их использования. Однако Гаджиева тянуло к морю, к кораблям. В октябре 1940 г. он был назначен командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. Обучая командиров, Гаджиев учился и сам. Лодки дивизиона непрерывно находились в море. Учеба проходит в обстановке, приближенной к боевой. Много внимания уделяется тренировкам артиллерийских расчетов, ведь на лодках стояли по два 100-миллиметровых орудия.

 

ПОДВИГ ПОДВОДНИКА

Войну подводники встречали в полной боевой готовности. Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед Северным флотом задачу – активными действиями на морских коммуникациях противника уничтожать его боевые корабли и транспорт, тем самым ослабить фашистскую группировку в заполярье. Командир 10-го дивизиона капитан 2 ранга Гаджиев с первого дня войны в море выходит с командирами, впервые идущими на боевое задание.

Сентябрьским утром 1941 г. на позицию уходила подводная лодка «К-2» капитана 3 ранга В. Уткина. На ней вышел в море и комдив, вернувшийся два часа назад из боевого похода. Обнаружили фашистский транспорт, идущий без охраны. Мгновенно оценив обстановку, Гаджиев предложил: «Всплывай, командир. Дадим артиллерийский бой». Выйдя на параллельный курс с дистанции 40 кабельтовых, подводная лодка начала артиллерийскую атаку. С четвертого залпа цель была накрыта. Через несколько минут раздались взрывы: у фашистского транспорта рванули котлы.

С победой, товарищи, – радостно поздравил Гаджиев подводников. Это была первая победа, одержанная подводной лодкой в артиллерийском бою. При подходе к базе родного Полярного к нему обратился лейтенант Арганов: «Разрешите произвести салют в честь победы из пушки, которая потопила врага?» – «Разрешаю!»

Над Екатерининской гаванью грянул холостой выстрел, положивший начало победоносным салютам на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Это было ровно в полдень 19 сентября 1941 года.

Гаджиев был человеком без страха и усталости. В годы войны полностью и по-настоящему раскрылся его талант командира-подводника. Бесстрашие, высокое воинское мастерство, ненависть к врагу, хладнокровие, соединенное с точным расчетом – черты Гаджиева. Подводники были всегда уверены в Победе. Они уже знали гаджиевское правило: «Встретил противника – атакуй и топи

Холодное ноябрьское море сурово встретило подводную лодку, которая упорно шла к намеченной цели. Закончив установку мин в районе Хаммерфеста, «К-З» вышла в открытое море для зарядки аккумуляторной батареи. Ветер усилился и скоро достиг 9 баллов.

Вскоре моряки обнаружили фарватер, по которому фашисты проводили свои конвои. Гаджиев решил форсировать минное заграждение и, успешно пройдя под минами, «К-3» вышла на коммуникации фашистов. Командир прильнул к перископу: немецкий транспорт в охранении сторожевого корабля и двух «морских охотников».

Уклоняясь от атак глубинными бомбами, лодка легла курсом на выход из фьорда. Решено лечь на грунт. На глубине 60 метров лодка вздрогнула и остановилась. Взрывы глубинных бомб начали приближаться. Стало ясно, что противник обнаружил подводников. Оценив обстановку, Гаджиев предложил всплыть и, атаковав противника, уничтожить корабли охраны.

Продув балласт, «К-3» неожиданно для противника вынырнула на поверхность. Артрасчет быстро занял свои места. Это было 3 декабря 1941 года.

Пятым залпом орудия угодили точно в корму сторожевого корабля, фашистский сторожевик пошел на дно. На четвертой минуте от прямого попадания, развалившись на куски, пошел на дно катер. Оставшийся невредимым другой катер на полном ходу скрылся. Всего 7 минут длился этот беспримерный в истории флота артиллерийский бой подводной лодки с кораблями охранения.

«Это была дерзость, соединенная с инициативой и решительностью, это был мужественный поступок советского офицера», – так оценивая действия Гаджиева в этом бою, писал позднее Герой Советского Союза И.А. Колышкин.

Над рейдом Полярного прозвучало три выстрела – три победы. Командующий Северным флотом вице-адмирал Головко, друзья тепло поздравляли подводников со славной победой. Командиру дивизиона подводных лодок капитану 2 ранга Гаджиеву командующий Северным флотом вручил орден Красного Знамени.

Росло число вражеских кораблей, потопленных лодками дивизиона капитана 2 ранга Гаджиева. За 11 месяцев войны их число составило 27, причем 10 из них были отправлены на морское дно при личном участии командира дивизиона.

Апрельской ночью 1942 года Гаджиев вышел в свой двенадцатый поход на подводной лодке «К-23», которой командовал капитан 3 ранга Л.С. Потапов.

В 14 часов 10 минут 12 мая от Гаджиева получена крайне тревожная радиограмма: «Транспорт торпедами, два сторожевых корабля артиллерией уничтожил, имею повреждения от стрельбы. Командир 1ДПЛ».

Это было последнее известие от Гаджиева. Лодка от полученных повреждений погружаться не могла и начала отходить от вражеского берега в крейсерском положении. В 15 часов 50 минут она была обнаружена и обстреляна самолетом противника. Вскоре к самолету присоединились три фашистских охотника за подводными лодками.

13 мая «К-23», атакованная глубинными бомбами, погибла. Это был пятый артиллерийский бой капитана 2 ранга Гаджиева и его последний удар по врагу, которого он ненавидел всем своим ясным умом и пылким сердцем. Он был рожден для моря. С морем были связаны все самые лучшие годы его жизни, все самые большие его свершения.

В море он и остался навсегда. Посмертно, Указом от 23 октября 1942 года Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Именем Героя назван город в Мурманской области – Гаджиево.

 

Заур АБАСАЛИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...

С праздником Весны и Труда!

Уважаемые жители города Махачкалы! От всей души поздравляю вас с Праздником Весны и Труда – 1 Мая! Этот знаменательный...

Махачкала и Каспийск объединят усилия для развития агломерации

Совещание по развитию Махачкалинской агломерации и согласованию планов территориального развития столицы и Каспийска прошло 29 апреля под руководством глав...
spot_imgspot_img

Мемориальную плиту сержанту полиции открыли на его доме

На доме по улице 2-я Акгельная в Махачкале, где жил сержант полиции Джалил Гебеков, погибший при исполнении служебного...

Организация Всероссийского рейтингового голосования за объекты благоустройства в Махачкале

Под руководством главы администрации г. Махачкалы Юсупа Умавова состоялось рабочее совещание, посвященное подготовке к Всероссийскому рейтинговому голосованию за объекты...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам