В Темир-хан-Шуре (сегодня Буйнакск. – Прим. «МИ») Магомед с отличием окончил четырехклассную школу. Мальчик рос сильным, ловким и смелым. Наслышавшись от отца о дяде Расуле, служившем военным моряком на Каспии, Магомед, когда ему исполнилось 11 лет, уехал в Баку, ближе к морю, которое полюбил на всю жизнь.
ПЕРВАЯ МОРСКАЯ ВАХТА
Дядя устроил его юнгой на боевой корабль. В Порт-Петровске белогвардейцы схватили Расула и как большевика расстреляли. Тяжело перенес Магомед его смерть. С мечтой о море пришлось расстаться. Он работал на Буйнакском фруктово-консервном заводе паяльщиком. Возглавлял комсомольскую организацию завода, был вожаком молодежи. В 1925 году по комсомольской линии был направлен в Ленинград в Военно-морское училище имени Фрунзе. Страстно стремился стать моряком, трудился изо всех сил. Учеба захватила Магомеда.
Первым кораблем, на палубу которого он ступил вместе с курсантами подготовительного курса, был легендарный крейсер «Аврора». Там Магомед встал на свою первую морскую вахту. В феврале 1931 года Гаджиев окончил училище и был направлен минером на подводную лодку Черноморского флота.
В 1932 году проходил обучение на специальных курсах в учебном отряде подводного плавания, после окончания которого получил назначение помощником командира подводной лодки.
Растет боевая мощь Родины. На Тихом океане создается флот. Гаджиев получил назначение командиром подводной лодки и начал готовиться к отъезду на Дальний Восток. В Ленинграде он познакомился с девушкой Катей. Молодые люди полюбили друг друга. Свадьбу сыграли в кругу друзей-моряков. А в августе
Обстановка на Дальнем Востоке была тревожной – провокации японцев следовали одна за другой. Подводники понимали обстановку и прилагали все силы для укрепления оборонной мощи флота. Подводная лодка Гаджиева постоянно выходила в дальние плавания. Часто давались специальные поручения и задания. За одно из них Магомед Гаджиев получил орден Ленина. В 1936 году его назначают командиром «щуки» — подводной лодки «Щ-117». Новый экипаж, новые трудности, Гаджиев непрерывно в море, успешно отрабатывают все задачи. Подводники берут один рубеж за другим.
В августе 1937 года передового командира направляют на учебу в Военно-морскую академию. Окончить академию не удалось, флотам нужны были кадры. Гаджиева отозвали и в сентябре 1939 года назначили начальником подводного отдела штаба Северного флота: богатый практик, плававший на многих типах подводных лодок, он хорошо знал кораблевождение, управление лодками и тактику их использования. Однако Гаджиева тянуло к морю, к кораблям. В октябре
ПОДВИГ ПОДВОДНИКА
Войну подводники встречали в полной боевой готовности. Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед Северным флотом задачу – активными действиями на морских коммуникациях противника уничтожать его боевые корабли и транспорт, тем самым ослабить фашистскую группировку в заполярье. Командир 10-го дивизиона капитан 2 ранга Гаджиев с первого дня войны в море выходит с командирами, впервые идущими на боевое задание.
Сентябрьским утром
– С победой, товарищи, – радостно поздравил Гаджиев подводников. Это была первая победа, одержанная подводной лодкой в артиллерийском бою. При подходе к базе родного Полярного к нему обратился лейтенант Арганов: «Разрешите произвести салют в честь победы из пушки, которая потопила врага?» – «Разрешаю!»
Над Екатерининской гаванью грянул холостой выстрел, положивший начало победоносным салютам на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны. Это было ровно в полдень 19 сентября 1941 года.
Гаджиев был человеком без страха и усталости. В годы войны полностью и по-настоящему раскрылся его талант командира-подводника. Бесстрашие, высокое воинское мастерство, ненависть к врагу, хладнокровие, соединенное с точным расчетом – черты Гаджиева. Подводники были всегда уверены в Победе. Они уже знали гаджиевское правило: «Встретил противника – атакуй и топи!»
Холодное ноябрьское море сурово встретило подводную лодку, которая упорно шла к намеченной цели. Закончив установку мин в районе Хаммерфеста, «К-З» вышла в открытое море для зарядки аккумуляторной батареи. Ветер усилился и скоро достиг 9 баллов.
Вскоре моряки обнаружили фарватер, по которому фашисты проводили свои конвои. Гаджиев решил форсировать минное заграждение и, успешно пройдя под минами, «К-3» вышла на коммуникации фашистов. Командир прильнул к перископу: немецкий транспорт в охранении сторожевого корабля и двух «морских охотников».
Уклоняясь от атак глубинными бомбами, лодка легла курсом на выход из фьорда. Решено лечь на грунт. На глубине
Продув балласт, «К-3» неожиданно для противника вынырнула на поверхность. Артрасчет быстро занял свои места. Это было 3 декабря 1941 года.
Пятым залпом орудия угодили точно в корму сторожевого корабля, фашистский сторожевик пошел на дно. На четвертой минуте от прямого попадания, развалившись на куски, пошел на дно катер. Оставшийся невредимым другой катер на полном ходу скрылся. Всего 7 минут длился этот беспримерный в истории флота артиллерийский бой подводной лодки с кораблями охранения.
«Это была дерзость, соединенная с инициативой и решительностью, это был мужественный поступок советского офицера», – так оценивая действия Гаджиева в этом бою, писал позднее Герой Советского Союза И.А. Колышкин.
Над рейдом Полярного прозвучало три выстрела – три победы. Командующий Северным флотом вице-адмирал Головко, друзья тепло поздравляли подводников со славной победой. Командиру дивизиона подводных лодок капитану 2 ранга Гаджиеву командующий Северным флотом вручил орден Красного Знамени.
Росло число вражеских кораблей, потопленных лодками дивизиона капитана 2 ранга Гаджиева. За 11 месяцев войны их число составило 27, причем 10 из них были отправлены на морское дно при личном участии командира дивизиона.
Апрельской ночью 1942 года Гаджиев вышел в свой двенадцатый поход на подводной лодке «К-23», которой командовал капитан 3 ранга Л.С. Потапов.
В 14 часов 10 минут 12 мая от Гаджиева получена крайне тревожная радиограмма: «Транспорт торпедами, два сторожевых корабля артиллерией уничтожил, имею повреждения от стрельбы. Командир 1ДПЛ».
Это было последнее известие от Гаджиева. Лодка от полученных повреждений погружаться не могла и начала отходить от вражеского берега в крейсерском положении. В 15 часов 50 минут она была обнаружена и обстреляна самолетом противника. Вскоре к самолету присоединились три фашистских охотника за подводными лодками.
13 мая «К-23», атакованная глубинными бомбами, погибла. Это был пятый артиллерийский бой капитана 2 ранга Гаджиева и его последний удар по врагу, которого он ненавидел всем своим ясным умом и пылким сердцем. Он был рожден для моря. С морем были связаны все самые лучшие годы его жизни, все самые большие его свершения.
В море он и остался навсегда. Посмертно, Указом от 23 октября 1942 года Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Именем Героя назван город в Мурманской области – Гаджиево.
Заур АБАСАЛИЕВ