«Он показал, для чего нужно жить и как умирать»

Магомед-Али (Махач) Дахадаев родился 2 апреля 1882 года в селении Унцукуль Койсубулинского участка Аварского округа Дагестанской области в семье кузнеца. Рано лишившись отца и матери, Махачу пришлось учиться сначала в одноклассной русской школе в Хунзахской крепости, а позже в Темирхан-Шуринском реальном училище. В этих двух учебных заведениях, где в основном обучались дети богатых родителей: князей, беков, торговцев, офицеров и чиновников, молодой Махач очень остро почувствовал вопиющую социальную несправедливость.

 

…ЧТОБЫ БОРОТЬСЯ С НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ

 Выдержав свое сиротское положение и надменное поведение учащихся, Махач успешно окончил оба заведения. Он серьезно задумался и пришел к заключению – чтобы бороться с реальной несправедливостью, надо надеяться на себя, свои силы и возможности, а для этого необходимо учиться дальше.

После успешного окончания реального училища 18-летний Махач Дахадаев в 1900 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения.

Учеба в институте была платной. По ходатайству князя А. Казаналипова стипендию он стал получать из окружного фонда.

 Годы учебы Махача в Петербурге совпали с подъемом революционного движения в России, и Дахадаев, естественно, не был сторонним наблюдателем. Здесь он сблизился с революционными организациями и приобщился к марксистской литературе через газету «Искра». В 1901 году Махач посчитал себя уже зрелым для вступления в РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия. – Прим. «МИ») и стал членом этой партии. По известным данным, «на баррикадах вместе с рабочими Петрограда сражался и Махач Дахадаев».

 

«ЛИЦО, ВРЕДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОМУ СПОКОЙСТВИЮ»

 Из-за несвоевременной уплаты стипендии Махач Дахадаев в 1905 году вернулся в Дагестан, где дважды был подвергнут аресту, но был освобожден под денежный залог тестя Мухаммеда-Шефи (сын имама Шамиля) в ноябре 1906 года. Военный губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант Евграф Тиханов написал обращение наместнику Кавказа графу Воронцову-Дашкову: «Ceменa революционного пробуждения масс крестьян Дагестана были брошены бывшими студентами, в числе которых Махач играет активную роль и является наиболее опасной личностью», и Дахадаев был арестован властями с 6 января по 8 марта 1906 года. Сидел в тюрьме без допроса.

22 января 1906 года военный губернатор области с настоятельной просьбой обратился к графу Воронцову-Дашкову о выселении Махача Дахадаева из Кавказского края, как «лица, вредного общественному спокойствию и безопасности в крае».

 Из тюрьмы Дахадаев вышел закаленным и готовым к новым выступлениям против самодержавия, в том числе против царской администрации в Дагестане.

 В 1906 году в стране обострились классовые противоречия, которые коснулись и национальных окраин.

 24 мая 1906 года начальник полиции на Кавказе сообщил в департамент: у жителя селения Унцукуль Магомед-Али Гусейн-Огъли обнаружено 22 экземпляра прокламаций на аварском языке, призывающих население к вооруженному восстанию. Следует отметить, что Махач Дахадаев за революционную деятельность неоднократно подвергался аресту. Приказом графа Воронцова-Дашкова от 20 августа 1906 года Дахадаеву, Коркмасову и Кваршалову было запрещено жительство в пределах Кавказского края на один год.

 По окончании следствия в январе 1907 года министр внутренних дел выслал Махача Дахадаева в Вологодскую губернию на два года под надзор полиции. В качестве альтернативы ему было разрешено выехать за границу, чем он и воспользовался, но оказался в Санкт-Петербурге.

 25 октября 1906 года Махач Дахадаев получил разрешение на проживание в Санкт-Петербурге и его окрестностях сроком до марта 1908 года, в результате он был восстановлен в институте и окончил его в феврале 1909 года. После окончания института инженер Махач Дахадаев был направлен на строительство Армавиро-Туапсинской железной дороги, где работал в разных должностях вплоть до заместителя главного инженера порта. Махач, находясь вдали от Дагестана, постоянно получал информацию о положении в области и писал статьи в газету «Заря Дагестана», издателем которой был Саид Габиев в Санкт-Петербурге.

 В мае 1915 года Дахадаев переехал в Петербург и начал работать на Карельско-Мурманской железной дороге. К этому времени Махачу исполнилось 33 года, и за плечами у него был большой опыт политической борьбы. В списке лиц, с указанием партии, к которой они принадлежали, партийной клички и года, проходящих по дневникам наружного наблюдения Санкт-Петербургского охранного отделения, среди таких имен, как В.И. Ленин, М.И. Ульянова, М.И. Калинин, под порядковым номером 10 числился Махач, Дахадаев Магомед-Али, кличка Черный.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДАГЕСТАН. ТЕМИР-ХАН-ШУРА. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 В 1916 году губернатор области, наконец, разрешил Дахадаеву вернуться в Дагестан, где Махач решил осуществить свою мечту – создать рабочий коллектив из местных жителей. Мечта оказалась возможной, когда Центральный военно-революционный комитет обратился к общественным организациям изготовить 500 тысяч кинжалов. На эту грозную заявку откликнулся Махач Дахадаев, и ему удалось организовать в Темир-Хан-Шуре «Кинжальные мастерские», из которых вырос «Кинжальный завод», на котором работало до 500 рабочих.

 Февральская революция в России и созданное в ее результате Временное правительство Керенского на деле почти не изменили положения в стране, в том числе и в Дагестане. Лозунг «Самоопределение наций», брошенный февральской революцией, был удачно и быстро подхвачен буржуазией и духовенством во главе с чиновничье-дворянской интеллигенцией и использован в своих классовых интересах. Как в центре, так и в Дагестане образовалось двоевластие: Временный исполнительный комитет, с одной стороны, и Советы рабочих и крестьянских депутатов – с другой.

 

ГОЦИНСКИЙ. БОРЬБА С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ

 Однако силы были неравные: на стороне Временного комитета (орган временного правительства России в Дагестане. – Прим. «МИ»)и имама Гоцинского были кадровые офицеры, князья, беки и прочие, а на стороне Советов не было профессионалов в военном деле.

 Кроме того, на стороне первых были турки, англичане в лице наймита (был нанят англичанами. – Прим. «МИ») полковника Джафарова. После Октябрьской революции политическая обстановка в Дагестане обострилась. В январе 1918 года на Темир-Хан-Шуру, где проходило городское Собрание, двинулись Гоцинский и Узун Гаджи с шеститысячной армией горцев. Отряд, состоявший из союза рабочих и землевладельцев, в основном из рабочих Кинжального завода во главе с Махачом Дахадаевым, вышел навстречу Гоцинскому и сумел остановить возможное кровопролитие. Не было сомнения в том, что Гоцинский и Узун Гаджи были настроены захватить город и уничтожить социалистическую группу.

 После Махач Дахадаев выехал к самому Кирову, который посоветовал ему поехать в Баку за помощью. На просьбу Дахадаева Северокавказский округ помог обмундированием и оружием. Дахадаев вернулся из Баку с отрядом красноармейцев и был кооптирован в состав Военно-революционного комитета (заместителем председателя) и назначен военным комиссаром Дагестанской области. В этой ситуации враждебное отношение к Махачу было прочным, и оно набирало силы. Сломить Махача на митингах, собраниях и в печати врагам не удавалось, и они решили убить его.

 В первых числах мая 1918 года банда Гоцинского начала наступление на Шуру в трех направлениях, и город оказался зажатым полукольцом со стороны гор. Тогда Военно-революционный комитет обратился к трудящимся Дагестана с призывом вступить в ряды формирующейся Красной Армии Дагестана. За помощью Дагестану к В.И. Ленину обратились И.В. Сталин, С.К. Орджоникидзе.

 

РАССТРЕЛ

После падения советской власти в Петровске Махач Дахадаев решил выехать в горы, в Дагестанскую область, и по дороге в Дженгутай-Кадар 23 сентября 1918 года заместитель председателя Военно-революционного комитета, военный комиссар Дагестанской области Махач Дахадаев был предательски замучен и расстрелян. Ему было 36 лет.

 Саид Габиев сказал позже: «Махач был единственным способным организатором, вокруг которого концентрировалось все, что было революционного в масштабе всего Дагестана». Другой современник Махача Я.В. Коробов писал: «Махач Дахадаев был самой выдающейся, самой влиятельной личностью».

 Его соратник по социалистической группе Джамалутдин Коркмасов на митинге в связи с гибелью Махача Дахадаева сказал: «Забывая себя, он вечно думал о том, как закрепить завоеванную свободу. С холодным спокойствием смотрел в глаза смерти, сознавая, что он шел по верному пути. Если своей жизнью он показал, для чего нужно жить, то своей смертью он доказал, как нужно умирать».

 

ИМЯ МАХАЧА…

10 июля 1922 года решением ВЦИКа город Порт-Петровск был переименован в честь Махача Дахадаева. 19 апреля 1930 года Уранинский район был назван Дахадаевским, село Преображенское Кумторкалинского района было названо именем Дахадаева, Махач-аул был в Ставропольском крае, Махач-кент – в Кизлярском районе, в 1944-1957 годах в ЧИАССР село Даттах носило название Дахадаево, и др. Благородные потомки дагестанцев знают его имя и хранят память героя Махача Дахадаева. Многие дагестанцы именем Махача нарекают своих новорожденных сыновей. Говоря о личной жизни Махача Дахадаева, он сначала был женат на Патимат – старшей дочери сына имама Шамиля – Мухаммеда-Шефи. У них родился сын по имени Адиль. После развода с Патимат во второй раз женился на ее младшей сестре Нафисат, которая активно помогала своему мужу в революционной деятельности, но у них не было детей.

 Земляки и сторонники Махача Дахадаева 4 октября 2016 года сначала в Институте экологии и экологического развития ДГУ, потом у памятника Махачу Дахадаеву на привокзальной площади в Махачкале организовали митинг с возложением цветов. Надеемся, что 135-летие со дня рождения Махача Дахадаева, которое состоится 2 апреля в этом году, на высоком уровне отметят руководство дагестанской столицы, носящей имя Махача, а также благодарные дагестанцы, проживающие в городах и районах республики. Героев, посвятивших свою жизнь борьбе за свободу и счастье народа, должны помнить всегда.

 

Абдулатип ГАДЖИЕВ, кандидат исторических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...

С праздником Весны и Труда!

Уважаемые жители города Махачкалы! От всей души поздравляю вас с Праздником Весны и Труда – 1 Мая! Этот знаменательный...

Махачкала и Каспийск объединят усилия для развития агломерации

Совещание по развитию Махачкалинской агломерации и согласованию планов территориального развития столицы и Каспийска прошло 29 апреля под руководством глав...
spot_imgspot_img

Мемориальную плиту сержанту полиции открыли на его доме

На доме по улице 2-я Акгельная в Махачкале, где жил сержант полиции Джалил Гебеков, погибший при исполнении служебного...

Организация Всероссийского рейтингового голосования за объекты благоустройства в Махачкале

Под руководством главы администрации г. Махачкалы Юсупа Умавова состоялось рабочее совещание, посвященное подготовке к Всероссийскому рейтинговому голосованию за объекты...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам