По данным Дагстата, в республике на 2016 год проживает немногим более 250 000 тысяч (!) инвалидов, и только 1,5% из них занимается спортом, а это чуть более 3 700 человек. Не много, согласитесь?
Но, по данным Минспорта РД, в 2016 году 540 спортсменов-инвалидов приняли участие в 39 всероссийских спортивно-массовых мероприятиях. На чемпионатах России, мировых первенствах, дагестанскими спортсменами-инвалидами было завоевано 148 медалей, из которых 50 золотых, 38 серебряных и 60 бронзовых.
Сегодня в республике есть три физкультурно-спортивные организации, которые проводят работу с инвалидами. Это региональные отделения Всероссийских федераций спорта слепых и глухих, а также физкультурно-спортивный клуб инвалидов по баскетболу на колясках «Скала». И функционируют они довольно успешно.
ДЗЮДО – НАШ ЛОКОМОТИВ
«Люди думают, что спортом слепых занимаются спортсмены, у которых вообще не осталось зрения. На самом деле это такое название, – рассказал корреспонденту «МИ» руководитель регионального отделения Всероссийских федераций спорта слепых Борис Салихов. – Тут могут быть задействованы все инвалиды по зрению, включая тех, кто имеет небольшой прогляд».
Организация культивирует около 20 видов спорта, 10 из которых – паралимпийские, но в Дагестане, где уровень развитости инфраструктуры не позволяет жить на широкую ногу, развиваются традиционные для республики виды спорта – конечно, связанные с единоборствами.
Например, дзюдо – вид спорта, который без сомнения остается самым успешным для дагестанских паралимпийцев. Вспомните Паралимпиаду 2004 года в Афинах. Тогда дагестанка Мадина Казакова завоевала золото престижных соревнований, а в 2008 году – бронзу. Затем дзюдоист Шахбан Курбанов, выступивший на Паралимпиаде в Лондоне, привез в Дагестан бронзу. И на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро республику также должны были представить трое дзюдоистов, но… известные события и знаменитый доклад Ричарда Макларена поставили крест на выступлении наших спортсменов.
«Я должен был отправиться вместе со сборной в Бразилию в качестве тренера, – рассказывает Салихов. – Все сборы на озере Круглом в Подмосковье я провел с нашими спортсменами. Ребята тренировались столько времени… но чье-то глупое решение перечеркнуло годы тренировок. У них осталось чувство чего-то незавершенного. И к тому же немаловажным фактором является финансовая сторона – премиальные после Олимпиады немаленькие».
Но, по словам Бориса Салихова, у российской сборной есть все шансы для участия в Паралимпиаде в Токио.
«Мы, конечно, опасаемся, что нас могут не допустить на отборочные турниры, но дорожная карта выработана. Я думаю, что в Токио мы поедем».
Ну а что другие виды спорта? Салихов отметил, что, несмотря на отсутствие должной инфраструктуры, Федерация спорта слепых развивается во всех направлениях.
«Самбо слепых, легкая атлетика, шахматы, армспорт – это неполный список того, над чем мы работаем. Но похвастаться хорошими результатами пока может только дзюдо».
В конце прошлого года в Махачкале был открыт центр паратхэквондо, построенный на частные средства. Кроме того, в столице республики с 2008 года функционирует спортивно-адаптивная школа с отделениями по десяти видам спорта (армспорт, вольная борьба, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, пулевая стрельба, регби на колясках, стрельба из лука, футбол и шахматы) более с 200 учащимися. Однако Салихов считает, что этого недостаточно для развития всех инвалидных видов спорта.
«В том-то и проблема, что мы пытаемся открыть специализированную школу для инвалидов. Мы сделали анализ и поняли, что результаты достигаются в тех видах спорта, которые традиционны для Дагестана – дзюдо, легкая атлетика. А есть масса видов спорта, которые культивируются только среди инвалидов зрения, соответственно для них нет условий. Поэтому мы и добиваемся открытия центра паралимпийской подготовки в Дагестане. Например, в районе ДГПУ есть ЦОП (Центр олимпийской подготовки), почему бы не переоборудовать его и не превратить в центр подготовки паралимпийцев? Да есть адаптивная школа, но это не совсем то. Центра, в котором могли бы тренироваться все категории инвалидов, нет», – считает Салихов.
КОЛЯСКАМИ ПО БАСКЕТБОЛУ
Но если дзюдо так же, как и все виды единоборств – традиционны для горцев, то баскетбол, да еще и на колясках, более экзотичен, чем хоккей. Что представляет собой баскетбол на колясках? Вы удивитесь, но правила практически ничем не отличаются от обычного баскетбола – пять игроков в команде, запрещены явные фолы (удары колясками), засчитывается даже пробежка (нельзя держать мяч в руке более 3 секунд). В республике на сегодняшний день существует единственный клуб инвалидов по баскетболу на колясках, именуемый «Скалой».
«Баксетбол на колясках считается одним из самых зрелищных на паралимпийских играх и вызывает наибольший интерес. Согласитесь, очень интересно смотреть, как люди на колясках забрасывают мячи в корзины», – считает президент клуба Карим Темирханов.
Сейчас «Скала» находится на стадии развития и пока самым успешным результатом клуба считается пятое место на чемпионате России 2015 года в городе Алексине Тульской области. Но когда-то клуб находился на грани исчезновения.
«После смерти учредителя Камиля Атавова в 2014 году у нас появились проблемы. Клуб распадался, но Министерство по физической культуре и спорту РД помогло нам юридически… Для меня, как для руководителя, победы – не главное. Важно, чтобы инвалиды, которые даже на улицу редко выходят, имели доступ к обществу, общались между собой, проводили время», – говорит руководитель «Скалы».
В этом клубе в настоящее время играет 14 игроков, но, по словам Карима Темирханова, желающих заниматься баскетболом на колясках намного больше.
«Очень много желающих, но колясок для всех не хватает. Нужны специальные, каждая стоит около 400 тысяч рублей. Минспорта РД недавно закупил для нас 12 таких, но каждая рассчитана на определенного спортсмена».
Сам Темирханов болеет полиомиелитом с шестимесячного возраста, но это не мешает ему совмещать карьеру баскетболиста с армрестлингом и быть капитаном сборной Дагестана по армрестлингу среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
«Наши армрестлеры занимают, наверное, лидирующую позицию в России. У нас здесь есть самый титулованный спортсмен России – 20-кратный чемпион мира Тагир Магомедов. Тренирует нас Гасан Алибеков, который дважды был признан лучшим тренером мира», – рассказывает он.
Темирханов признается, что выше серебряной медали на престижных международных соревнованиях он не поднимался.
«Уже третий год я проигрываю одному и тому же человеку – Константину Рабиновичу, который является президентом Федерации армспорта Московской области», – с улыбкой рассказывает Темирханов.
«ТЯЖЕЛО ТЕБЕ В ЖИЗНИ, НАВЕРНОЕ…»
На этом список необычных для нас видов спорта не заканчивается. Все любят футбол… Многие его только смотрят, малая наша часть занимается им профессионально, но представьте себе слепого человека, который бегает по полю и без особых усилий забивает в «девяточку». Признаемся, мы были в недоумении, но это возможно и в Дагестане. Во многом благодаря стараниям 26-летнего Гаджимурада Магомедрасулова, создавшего в республике футбольный клуб «Ястребы». С 10 лет он играл за московский клуб и четырежды становился чемпионом России по футболу B1. Но теперь Магомедрасулов понял, что «пора домой».
«В футбол B1 играют полностью незрячие ребята. Матчи проходят на мини-футбольных полях, ворота стандартные. В одной команде – пять игроков, четыре незрячих и зрячий вратарь, который направляет своих одноклубников. Тренер команды стоит за воротами соперников и помогает в атаке, подсказывает, когда надо отдать пас. В принципе это не так сложно, когда ты уже сыгрался со своей командой», – рассказывает Магомедрасулов.
Тут есть свои 11-метровые, фолы и даже конфликты.
«“Ты что, слепой?” – кричит мне соперник, которому я случайно наступил на ногу. Я утвердительно отвечаю. А он отшучивается: “Тяжело тебе в жизни, наверное”», – рассказывает Магомедрасулов.
Клуб «Ястребы» пока не имеет своего дома, но Гаджимурад рассказывает, что к лету текущего года у футболистов B1 в Дагестане появится свой стадион.
«Нам пока негде тренироваться, но я выиграл грант в 2,5 миллиона на развитие футбола среди слепых. Мы думаем, что уже с лета 2017 года у нас будет свое поле. Одно из двух – мы либо будем арендовать где-то в городе, либо начнем строительство на базе одного из интернатов, скорее всего, это будет в Избербаше».
«Что дает футбол слепым? – переспросил Магомедрасулов. – Это чувство не поддается описанию. Не хочу произносить пафосные слова “интеграция”, “реабилитация” и т.д. Это дает жизнь, вообще спорт, тем более футбол, приносит настолько яркие краски в жизнь слепого человека, что их сложно описать. Важно не чувствовать себя одиноким. У тебя есть команда, тренер – все это семья. Ты в команде – это многое значит».
Нурмагомед АСТАРХАНОВ