Его судьба схожа с долей многих его сверстников того времени. После окончания в 1937 году 7-го класса Каякентской неполной средней школы, оставшись круглым сиротой, для продолжения учебы он поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из горных аулов Дагестана, обеспечивались бесплатным питанием, общежитием и обучением на хорошей учебной базе.
ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ШКОЛА
После ликвидации рабфака в 1940 году он вернулся в Каякент и продолжил учебу в 9-м классе сельской школы. С 1938 по 1940 год во время летних каникул работал весовщиком на полевом току бригады, где все три месяца молотили хлеб. После взвешивания хлеб отправлялся в заготзерно ст. Каякент-Новокаякент. В эти годы, как он рассказывал, урожаи были высокие.
Однажды в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который объявил, что отбирает учеников старших классов для направления на учебу в Грозненскую военно-авиационную школу.
Так сложились обстоятельства, что по результатам медицинской комиссии и по результатам экзаменов из восьми каякентских кандидатов в авиашколу приняли только Рагима Магомедовича. Учеба была первым испытанием на выносливость, юноши занимались по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Его целеустремленная и напряженная учеба дали хорошие результаты: в январе 1942 года он окончил авиашколу и в звании сержанта был направлен в действующую часть.
К середине 1942 года немцы подошли к Сталинграду. Именно в это время он служил в 18-м отдельном авиазвене 5-й танковой армии, которая в октябре прибыла на северо-западную окраину города на Волге, войдя в состав Юго-Западного фронта.
СТАЛИНГРАД
Наступательная операция под Сталинградом началась 19 ноября 1942 года. Шел снег, бушевали метели, сковывал реки мороз. Летчики выполняли полеты на низкой высоте. Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские части под Сталинградом, окружили и взяли в плен солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 года войска ЮЗФ подступили к границам Украины, к Луганской и Харьковской областям.
Части и соединения 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины. 282-й авиаполк выполнял задания штаба 3-го Украинского фронта с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось выполнять по 2-3 вылета в день. В сентябре 1943 года дяде присвоено звание младшего лейтенанта, он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В дальнейшем он выполнял боевые вылеты в операциях по освобождению городов и областей Украины – Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской.
Летом 1944 года Рагиму Магомедовичу было присвоено воинское звание лейтенанта.
ДОРОГАМИ ПОБЕДЫ
После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск начал свой путь за пределами СССР. Шло освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.
Наиболее ожесточенные бои проходили при взятии города Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Секешфехервар немецко- фашистское командование бросило в бой свои последние резервы, новые танковые соединения. В это время (в январе 1945 года) были очень плохие погодные условия, низкий, густой туман.
Ввиду нелетной погоды боевая авиация в воздух не поднималась. Вся нагрузка легла на летный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штаба фронта каждый день, несмотря на туманную погоду, на бреющем полете производить разведку переднего края фронта с целью определения мест расположения немецких частей, уточнения количества танков, орудий и бронемашин.
В одном из таких полетов 19 января 1945 года самолет дагестанца был обстрелян с железнодорожной платформы пулеметной очередью.
Машина опасных повреждений не получила, но пули попали в хвостовую часть самолета, повредив обшивку. Летчики благополучно вернулись на свою площадку и привезли очень нужную информацию о месте расположения немецких танков, подвозе боевой техники к линии фронта.
За выполнение боевых заданий Рагима Магомедовича наградили орденом Красной Звезды. За время Великой Отечественной войны по заданию штаба 3-го Украинского фронта он совершил 428 боевых вылетов. При налете немецкой авиации на их площадку был ранен в ногу, лежал в госпитале, после выздоровления опять вернулся в действующую часть.
УКРАИНА
После войны, в конце 1947 года, авиаполк, где он служил, перебазировался в город Киев. Затем Рагима Магомедовича перевели в 255-ю отдельную авиаэскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем до 1953 года он служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиашколы пилотов в городе Кременчуге. Там же и женился. В 1954-1957 годах служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая в воздухе будущих штурманов самолетовождению и бомбометанию.
В 1958-60 годах он стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ УССР, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в воздушно-десантные войска.
20 мая 1960 года в результате значительного сокращения советских вооруженных сил был уволен в запас.
В настоящее время Рагим Магомедович на пенсии, живет с супругой. Вырастили двух дочерей, воспитывают внуков, все трудоустроены.
На судьбу не обижается. Только не хватает здоровья, ранения и напряженная военная и трудовая деятельность дают о себе знать. Наша семья поддерживает с ним постоянную связь: пишем и созваниваемся. Я многого достиг в жизни и науке только благодаря наставлениям моего дяди – Рагима Магомедовича Рагимова.
Мугутдин Багаутдинов