В конце марта заместитель председателя Комиссии ОП РД по вопросам социального развития и здравоохранения, исполнительный директор общественного движения «Дагестан без сирот» Раисат Османова в составе большой делегации от России посетила Сирию. О том, как сегодня живет Сирийская Арабская Республика и какую помощь ей оказывает Россия, она рассказала в интервью «МИ».
– Раисат Магомедовна, в Сирию вы отправились в рамках народной дипломатии, вместе с другими представителями общественных организаций России. Расскажите подробнее о цели вашей поездки.
– Наша поездка была приурочена ко Дню матери, который отмечается в Сирии на государственном уровне 21 марта.
Помимо меня, в состав гуманитарной миссии вошли общественный помощник Уполномоченного по правам человека в ХМАО Марина Дейнека, священник Нижегородской епархии Сергей Мирошин, учредитель фонда вдов «Фавор» Наталия Андрущенко. Возглавила делегацию Валентина Ланцева – президент фонда Св. Апостола Павла.
На борт сирийских авиалиний было погружено около двух тонн гуманитарной помощи – лекарства, продукты питания, игрушки, предметы гигиены, учебники русского языка для арабов. Это уникальное, единственное на сегодняшний день русско-арабское издание, которое Фонд им. Евгения Примакова передал сирийцам.
Русский уже два года является обязательным в сирийской школьной программе в качестве основного иностранного языка. А с учебниками там большая проблема. Еще один комплект для изучения русского языка как иностранного и «Азбуку национальностей» сирийцы получили в подарок от Федерального агентства по делам национальностей. Специально для супруги Башара Асада «Азбуку национальностей» передал руководитель ФАДН РФ Игорь Баринов.
ПОМОЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
– Помимо учебников, от России был передан и большой блок медицинской помощи?
– К сожалению, с лекарствами в Сирии большие проблемы. Наш отец Сергий, военврач в прошлом, является одним из авторов разработки нового медицинского аппарата, при помощи которого заживление ран и ожогов происходит быстрее. Этот аппарат вместе со всеми сертификатами он вручил главврачу госпиталя Дамаска, где находятся на лечении раненые сирийской арабской армии Башара Асада. Также наша делегация оказала денежную помощь 42 тяжело раненным солдатам.
– Не опасно было ехать в Сирию? Все-таки это страна, где в самом разгаре идет война…
– Война или не война – не имеет значения, когда кому-то необходима помощь. Хоть мы и представляли народную дипломатию, встречали нас на должном уровне: предоставили серьезную охрану, создали все условия, чтобы мы чувствовали себя комфортно и безопасно, организовали встречи с влиятельными людьми. Это была не туристическая поездка. Мы успели встретиться и с простыми людьми, услышать их проблемы, увидели, как сегодня живет Дамаск.
– Насколько я знаю, буквально за одну неделю у вас состоялось 12 важных встреч.
– Мы действительно успели многое. За время пребывания в Сирии наша делегация посетила Школу Героев в Дамаске. Это уникальная школа, основанная отцом нынешнего президента Сирии Хафезом Асадом специально для детей-сирот, чьи родители погибли за свободу Сирии. Учебное заведение находится под постоянным патронатом семьи Асадов. На протяжении 36 лет эту школу возглавляет Шахира Фаллах. Особенно администрация школы была рада учебникам русского языка и подаркам из Дагестана. Эти учебники мы передали и Верховному муфтию Сирии доктору Ахмад Бадреддин Хассуну, который опекает две школы в Алеппо.
Мы были приглашены в гости к верховному муфтию Сирии. Светлый человек!
МИР БЕЗ ВОЙНЫ И СИРОТ
– Как сегодня официальное духовенство этой страны относится ко всему происходящему в Сирии?
– Безусловно, они решительно осуждают войну, где гибнет мирное население, дети, старики. С его слов я поняла, что сирийцы толерантны в отношении всех конфессий. Он сказал: «У нас – и у мусульман, и у христиан, и у иудеев, и у буддистов – у всех один Бог, и мы должны ко всем его детям одинаково уважительно относиться». Сам муфтий настолько миролюбив, что это распространяется на всех, кто рядом с ним. Мы были наслышаны и о его стойкости и патриотизме. У него 12 внуков, а его сыновья тоже муфтии. Младшего сына Хассуна на пороге университета застрелил снайпер. В Сирии идет охота на духовных лиц и их близких. На следующий день после этого убийства верховный муфтий выступил по телевизору и сказал, что прощает убийц…
Я же рассказала Хассуну о своей вере в то, что наступит такое время, когда не только в Дагестане, но и во всем мире не будет осиротевших детей, познавших войну. От нашей республики я подарила ему кувшин, созданный гоцатлинскими мастерами, которому он был очень рад.
– То есть разговоры о том, что сирийцы враждебно настроены к людям другой веры – выдуманы?
– Людей с отсутствием толерантности можно найти в любой точке мира, не только в Сирии. Сами сирийцы очень простые люди, миролюбивые. То, что происходит в их стране, – большая трагедия, с которой они пытаются справиться.
В один из дней мы посетили Золотую мечеть Омейядов. Строение поражает своими масштабами, а внутри мечети находится небольшой храм – гробница Святого Иоанна Крестителя, в котором хранится его голова – очень почитаемая святыня. «Это место священного союза и особой силы, – говорил нам муфтий мечети. – Это пространство страшное для сил зла и хранимое Ангелами Света. Воистину, только священная земля Дамаска смогла родить миру подлинное чудо – великую церковь христиан».
В мечети нам показали лестницу, которая каждый день застилается новым, чистым ковром, так как считается, что по этой лестнице придет Иисус Христос. Они ждут, что Христос придет к ним в мечеть… Видимо, кому-то нужно было «влезть» в судьбу этого миролюбивого народа. Но я верю, что кто бы ни пытался разрушить Сирию, она обязательно выстоит.
– Помимо встреч с высокопоставленными людьми, чем вам еще запомнилась поездка в Сирию?
– Мы встречались и с представителями сирийской патриархии. Были в Монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сейднайе и также передали им гуманитарную помощь.
Общались с простыми сирийскими людьми и высшим руководством страны.
А когда делегация прибыла к беженцам, навстречу высыпала гурьба ребятишек с криком: «Русья! Русья!» Да, мы приехали обнять детей Сирии.
Также посетили дом для престарелых и инвалидов. Обратили внимание, что лекарства практически отсутствуют. Какие-то вещи у них в достатке, на рынке чего только нет: они потрясающие умельцы и мастера, но с медикаментами – беда. Гуманитарная миссия побывала и в школе «Сирийский форы Амаль», которая была основана в 2002 году для детей с особенностями развития. Она работает с целью улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями через формирование знаний и информированности, а также обеспечения повторного лечения, реабилитации и содействия интеграции в обществе. В основном там находятся дети, пострадавшие за время войны. Преподавателей интересовала программа инклюзивного обучения, которая работает в России. Школа находится под постоянной опекой супруги президента Асмы аль Асад. Отмечу, что у госпожи Асад очень много таких проектов и все они являются образцовыми.
ВНОВЬ ОБРЕСТИ СВОЮ РОДИНУ И СВОЙ ДОМ
– Как сегодня живет Дамаск, окруженный войной?
– Там много разрухи. Но люди есть люди. Они привыкают ко всему, жизнь продолжается. Мы видели даже, как они ходят в кафе и рестораны, гуляют по парку, где играет музыка…
По городу стоят шлагбаумы, КПП, люди в форме сирийской армии с автоматами. Без пропуска ни проехать, ни пройти.
Еще удивила сирийская медицина. Она бесплатная для всех. То есть они вообще ни за что не платят – ни за лекарства, ни за операции, ни за консультации – все за счет государства. Так же, как и за обучение – от школы до вуза, и за детский сад платить не надо. К женщинам относятся очень уважительно, нет там клише «забитая женщина Востока». В правительстве Сирии 4 министра-женщины. Для сирийцев женщина – в первую очередь мать. Отсюда все уважение.
– С вашей поездки прошло чуть меньше месяца. С какими мыслями покидали Сирию?
– Наша российская делегация вынесла однозначное понимание – сирийский народ и руководство страны борются с международным терроризмом. Сирия оказалась на переднем плане борьбы мирового зла с мировым добром.
В этой жизни нет ничего случайного. Для страдающего народа наша поездка обернулась реальной помощью и поддержкой. Сегодня весь мир должен встать на сторону простого сирийского народа и помочь этим людям вновь обрести свою родину, свой дом и мир.
Шуана МАГОМЕДОВА