По инициативе Минтранса России разработан приоритетный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги», рассчитанный до 2025 года. Махачкале с региональной программой комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской агломерации до 2015 года удалось попасть в список 10 пилотных проектов по всей России.
В этом году на программу, реализация которой начнется уже в ближайшие дни, столица Дагестана получит 637 млн рублей из федерального бюджета. Согласно плану, в 2017 году в Махачкале должно быть отремонтировано 68 улиц (около
В связи с этим Загид Хучбаров – руководитель Агентства по дорожному хозяйству РД, которое является исполнителем и генподрядчиком в реализации программы, 25 апреля провел для будущих субподрядчиков, начальника УЖКХ г. Махачкалы и журналистов экскурсию по асфальтобетонному заводу в поселке Тюбе. Инновационное предприятие, уникальное для республики – проект группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Здесь расположено несколько объектов – асфальтный и битумный заводы, а также крупнейшее в Дагестане битумохранилище. Отсюда будет отпускаться асфальт для предстоящего ремонта дорог в Махачкале.
ПОКАЗАТЬ СКЛАД
Прежде, чем показать предприятие, Загид Хучбаров рассказал собравшимся, для чего он их пригласил.
«Сегодня мы хотим показать то, чем мы располагаем. Я оцениваю работу наших подведомственных предприятий не по кабинету руководителя, а по тому, что я вижу у них на складе. Сегодня цель нашей экскурсии – показать нашим предполагаемым субподрядчикам «склад» – степень нашей готовности к этим работам. На сегодня здесь заготовлено около 6 тысяч тонн битума и есть готовый материал – 110 тысяч тонн асфальтобетона. Задел имеется», – отметил руководитель Дагавтодора.
По словам Хучбарова, основной асфальт для ремонта дорог по программе будет изготавливаться именно здесь и предоставляться субподрядчикам на любых комфортных для них условиях, вплоть до рассрочки.
Однако, как предупредил главный дорожник республики, никаких серых схем при отпуске асфальта с завода и иных махинаций, связанных с воровством, он не допустит.
«С первого дня, когда я пришел в Дагавтодор, я сказал: ”Дорогие, я не дам вам украсть, но дам вам заработать, потому что зарабатывать не грешно”. Поэтому делать приписки я не даю. Ни одного килограмма! Отпустили три тысячи тонн асфальта – уложили три тысячи тонн асфальта. Пожалуйста, заработайте. Тот, кто отпускает, – заработает. Тот, кто укладывает, тоже заработает. Мы здесь наладим системы наблюдения и учета-отчета. К тому же телекоммуникационные технологии сегодня настолько продвинулись вперед, что делать это сейчас недорого и очень легко. Несанкционированный отъезд машины,
Говоря о прозрачности в работе и возможности зарабатывать неплохие деньги в этой отрасли, он также отметил, что любой рабочий, задействованный на заводе или при укладке асфальта, должен знать, сколько и за что он получает – работникам его ведомства предоставляется полная распечатка.
«Человек должен уметь читать результат своего труда. В Мостоотряде у нас был случай, когда машинист бурового станка получал 200 тыс. рублей в месяц. Он их заработал», – сказал руководитель Дагавтодора.
Загид Хучбаров подчеркнул, что готов ответить на все вопросы, однако вместе с тем и он должен понимать, чем располагают сами субподрядчики.
«Все свое дело знают. Сейчас самое главное – правильно выстроить систему управления и взаимодействия, потому что конечная цель у всех одна – достойно решить задачу, которую каждый на себя берет. От каждого из вас я хочу увидеть, что у вас есть: какие асфальтоукладчики, катки… Любое предприятие должно инвестировать в технику. Это позор, когда предприятие существует 30 лет, а у него всего три единицы техники сорокалетней давности. В производстве, как на войне. Если есть тыл, то войну выиграешь», – констатировал главный дорожник Дагестана.
ГЛАВНОЕ – АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА
Загид Гаджиевич коснулся также и более глобальных тем. К примеру, поделился своим видением проблем, существующих в республике: «Один раз я на планерке задал простой вопрос: какая основная проблема Дагестана? Так вот, основная проблема Дагестана – это мы сами. Другой проблемы нет. Мы необразованные, мы не умеем взаимодействовать, мы не ответственны. Я даже шутил, что, если к нам завезти немцев, через пять лет тут если не ФРГ, то ГДР точно будет. Вся проблема в нас. Поэтому давайте попробуем… Те, кто с нами взаимодействует, потихоньку приобщаются к этой культуре».
Дорожник также отметил, что раз уж речь идет об индустриализации как приоритетном проекте республики, то стоит назвать главную проблему – технологическое отставание.
«За наше отставание и небрежность в прежние годы каждому поколению приходится платить, – констатировал Хучбаров. – Что такое индустриально развитая страна? В США до
Удается же нашим ребятам становиться олимпийскими чемпионами. А почему мы в своей отрасли не должны быть чемпионами? В конце концов, если не поставить амбициозную задачу, то никакого результата не будет».
СОБЛЮСТИ ТЕХНОЛОГИИ
Работник предприятия Руслан Абакаров показал помещения завода, начав с блока, откуда ведется автоматизированное управление заводом.
«Полностью все автоматизировано, чтобы не было никакого человеческого фактора, – говорит рабочий. – Сама система исключает возможность перегрева или лишней выгрузки материалов. Она защищена, чтобы не было несанкционированного доступа. Можно посмотреть дозировку, состав, рецептуру, статистику выполненных работ – в какой период сколько выдано. Завод уже работал в режиме, когда производительность была 5200 тонн асфальтобетона в сутки».
Руслан Абакаров также рассказал о ключевом моменте, влияющем на качество выпускаемого асфальта – нагревании. Как оказалось, нагревание жаровой трубой, в которой невозможно контролировать тепло, портит качество асфальта, поэтому на предприятии практикуется щадящее нагревание маслом, при котором можно следить за температурой асфальта перед выдачей.
Важность этого этапа подчеркнул и Загид Хучбаров. Он отметил два главных момента – система подготовки асфальта и качественная укладка. При этом без качественной системы хранения и подогрева выдать качественный асфальт невозможно, объясняет он.
ГОТОВЫ…
«Основные цели у реализации программы две – приведение в нормативное состояние дорожного покрытия Махачкалинской агломерации и ликвидация мест концентрации ДТП. В ходе ее реализации качество дорог должно достигнуть 50% в течение двух лет (за 2017 и 2018 гг.), а к 2025 году – 85%, – говорит заместитель руководителя Агентства по дорожному хозяйству РД Серажутдин Айгумов. – На 2018 год предусмотрено финансирование в сумме 765 млн рублей из федерального бюджета плюс аналогичная сумма софинансирования – из республиканского.
Программу Агентство по дорожному хозяйству РД довело до своего логического завершения, подписаны соглашения в Росавтодором, администрацией г. Махачкалы, а дальше остается уже непосредственный контроль, который мы будем осуществлять, так как политика в сфере дорожного хозяйства возложена на наше Агентство».
Своим позитивным настроем поделился и начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы Гаджимурад Абдуразаков: «Хороший завод. Посмотрели, какой у них бетон, какая техника. Я думаю, что с такой подготовкой мы не подведем, и все 68 улиц, которые у нас запланированы, будут отремонтированы качественно и в срок.
В программу вошли в основном все центральные улицы: Ирчи Казака, Грозненская, Нахимова, Ушакова, Абубакарова, Орджоникидзе, Титова, Горького, Шихсаидова, Гамзата Цадасы и т.д.
Если в этом году мы сдадим эту программу без нареканий комиссии, которая приедет из Москвы, то она будет продолжаться до 2025 года. На следующий год по программе предусмотрен ремонт 65-70 улиц.
Приступим уже 29, 30 числа. И все майские праздники, несмотря на выходные, будем работать».
ДОСТОЙНО ДОВЕСТИ ДО КОНЦА
«Внутри города нам надо положить около 65-70 тыс. тонн асфальта. И на подъездных дорогах – около 70 тысяч. Всего надо выпустить около 150 тысяч тонн асфальта. Для данного завода это не проблема. Здесь пропускают 220 тонн в час, поэтому с отпуском асфальта никаких проблем не будет, – резюмировал Хучбаров. – Это ответственнейшая программа, поэтому все на нервах. И с тех пор, как ее взвалили на наши плечи, я и наша команда тоже на нервах. Но, уверен, что мы достойно выйдем из нее. Я сегодня показал свой ресурс и степень готовности к реализации программы. Теперь вы должны показать свой.
Очень надеюсь, что во взаимодействии с городом мы эту работу достойно, качественно доведем до конца. Не довести достойно никак нельзя».
ГЛОНАСС В ПОМОЩЬ
После посещения завода делегация отправилась в Дагестанский навигационно-информационный центр. Здесь присутствующим рассказали о современных технологиях, разработанных в помощь дорожникам. Телекоммуникационный проект, основанный на системе ГЛОНАСС, предлагает группа «Сумма». К системе можно подключить любое транспортное средство и дорожную технику и через интернет отслеживать их местонахождение, передвижение, простаивание, вплоть до того, сколько литров бензина находится в баке каждой отдельной машины в данный момент времени.
Как объяснил Загид Хучбаров, система призвана обеспечить прозрачность и эффективность работы дорожных предприятий.
P. S. На открытии нового троллейбусного маршрута Махачкала – Каспийск 1 февраля текущего года мэр Махачкалы Муса Мусаев отметил важность реализации в дагестанской столице федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
«В этом году будет реализована транспортная программа “Безопасные и качественные дороги”. В рамках ее реализации на сумму 1 миллиард 260 миллионов будут приведены в соответствие дороги Махачкалинско-Каспийской агломерации. Помимо этого, руководством республики и города будет проведен ряд мероприятий, улучшающих транспортную доступность и доступную среду. Это все – эффект проектной работы, внедренной Главой Дагестана», – подчеркнул глава города.
Бэла БОЯРОВА