Кавалер многих отечественных и иностранных орденов и медалей, ветеран Великой Отечественной войны, автор более тысячи научных публикаций, участник многих национальных и международных научных форумов, эксперт МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергетике) ученик великого Курчатова, лауреат многих отечественных и зарубежных премий и наград: «Ленинской», «Совета Министров СССР», «Минатома СССР», «Концерна Шкода», «Комиссии ядерного регулирования США», «Ордена Курчатова» и многих других за ратные и трудовые подвиги. Один из основоположников отечественного радиационного материаловедения, доктор технических наук, профессор Амир Джабраилович Амаев.
Не могу его забыть. Не хватает его мне. Не хватает! Редчайшей доброты и теплоты ученый и человек. Его изумительная улыбка перед глазами. Гигантская личность абсолютной порядочности. Если бы был учрежден эталон измерения совести, то единицей я предложил бы один «Амир» по аналогии с одним ампером, одним вольтом и т.д. Я видел рентгеновский снимок его бедра, в котором уже более полувека просвечивались полсотни осколков. А ведь эту ногу ему хотели ампутировать, если бы не высочайший профессионализм хирурга профессора Цанова. Сердце не может забыть его, а душа печалится от того, что не вижу его и больше, но утешаю себя тем, что был с ним в большой дружбе. В своем архиве нашел диалоги общения с незабвенным Амиром Амаевым.
– Каков Ваш прогноз развития атомной энергетики в мире?
– Самый оптимистичный, ибо органические источники энергии (уголь, газ, нефть и торф) имеют ограниченные запасы, а при нынешней варварской системе их добычи, особенно в России, этот срок измеряется всего 30-50 годами. В Японии, Франции, Германии, Финляндии и других индустриально развитых странах атомные электростанции занимают сегодня до 40-50% в общей энергетической системе. А в России доля АЭС составляет всего 16%. Уверяю, что будущее человечества связано с развитием атомной энергетики.
– В числе ученых, уезжающих из России в США и в другие страны, есть и физики-атомщики, программисты. Что-то не так в нашей стране для науки и ученых?
– Развал Советского Союза уничтожил по существу не только страну, но и науку. Стыдно сказать, но даже оборонные предприятия оказались приватизированными людьми с нечистой совестью, которых охотно консультировали заморские «друзья России». Мультимиллионерами стали люди, которые ничего полезного не сделали для страны. А ученые не получали средства не только для научных исследований, но даже зарплату. При таком раскладе зарубежным эмиссарам не надо было прилагать особых усилий для переманивания тысяч талантливых российских ученых. Даже мои ученики уехали в США, Аргентину и другие страны, где им создали отличные условия для серьезных научных исследований. Не стану их винить, хотя это невосполнимая потеря для нашей страны.
– У Вас яркая и насыщенная судьба. Какую оценку своей жизни Вы сами дали бы?
– Я счастливый человек. И не только потому, что занимаюсь любимым делом, но и потому, что рядом со мной вот уже больше пятидесяти лет моя любимая жена и друг Муслимат. Мне не стыдно за свою жизнь.
Это была очень гостеприимная семья. Мы долгие годы вместе и успешно работали в Московском центре культуры «Дагестан». Хотя это сугубо общественная организация, он считал это важным делом в своей жизни. Непременно встречались 9 мая на Новодевичьем кладбище у могил легендарного конструктора и испытателя парашютов Наби Аминтаева и великого летчика, дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Понимаю, что жизнь коротка и нужно смириться с уходом близких, но мне по сей день не хватает благородного и отважного Амира Джабраиловича. Достойны ли мы своих великих предков?