Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление любимцев (Аллаха) от неудачи и беспомощности. Один ученый ислама сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и скрыл ночь уль-Кадр, в том, что ночь аль-Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада. И ее Аллах скрыл, чтоб на нее не полагались и не самоуспокаивались. Ночь Бараат Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра». Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают этого, один получает вознаграждение, а другого отгоняют…
Имам Субуки в своем тафсире (толкование Корана) пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь предопределения (Лайлят-уль-Кадр) – грехи всей жизни», т.е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, поэтому Бараат называют ночью смывания грехов. Ее называют еще и ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк (с.а.с.) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».
Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передает слова Пророка (с.а.с.): «О, Айша, разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».
Еще эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины Шаабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрет от Шаабана до следующего Шаабана. Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших, и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтоб он взял его душу».
Также Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда наступит ночь середины Шаабана, оживляйте ее и поститесь в ее день (на следующий). Поистине, Всевышний говорит: “Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?” И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».
В книге «Икна» говорится: «Поистине, Джабраил (мир ему) спустился к Пророку (с.а.с.) и сказал: “О, Мухаммад, прояви усердие в эту ночь! Поистине, в эту ночь исполнятся благие желания”. И Пророк (с.а.с.) проявил усердие, и к нему пришел Джабраил (мир ему) и во второй раз сказал: “О, Мухаммад, обрадуй свою умму! Поистине, Всевышний простил грехи всей твоей умме – тем, кто не придавал сотоварищества Ему”, а потом сказал: “Подними голову”. И Пророк (с.а.с.) поднял голову и увидел врата Рая (в другом варианте этого хадиса «врата небес») открытыми. И в первых вратах был ангел, который взывал: “Радость тем, кто совершил поясной поклон в эту ночь!”; и во вторых вратах был ангел, который взывал: “Радость тем, кто совершил земной поклон в эту ночь!”; и в третьих вратах ангел взывал: “Радость тем, кто просил, молился в эту ночь!”; и в четвертых вратах был ангел, который взывал: “Радость тем, кто плачет от страха перед Аллахом в эту ночь!”; и в пятых вратах ангел взывал: “Радость тем, кто совершил какой-либо благой поступок в эту ночь!”; и в шестых вратах был ангел, который взывал: “Есть ли просящий, чтоб ему ответили на его просьбу?”; в седьмых вратах был ангел, который взывал: “Есть ли просящий прощения за грехи, чтоб ему их простили?”, и Пророк сказал: “О, Джабраил, до каких пор эти врата будут открытыми?” Джабраил сказал: “До восхода утренней зари”, а потом продолжил: “Поистине, у Аллаха есть отпущенники от ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб”».
Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернемся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни – они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращен к Нему. Бдительность приведет мусульманина к счастью на этом и на том свете. В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлят-уль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш любимый Пророк (с.а.с.) говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных». Аллах в ночь Бараат принимает покаяние и не жалеет Своей милости и прощения для тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у него прощения. Достаточно того, что мусульманин с раскаянием и мольбой обратился к Нему. Главное – искренность. В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи. В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к ним. Иначе все это будет отдалять нас от бараката (благодать) и ценности Лайлят-уль-Бараат. Священную ночь Бараат надо постараться провести в поклонении, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение.
Магомед ГАДЖИЕВ, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД