Шел к одному участнику Великой Отечественной войны, но попал в другой дом. Я постучался в дверь, мне открыли. «Заходите», – сказал убеленный сединой мужчина невысокого роста, сохранивший бодрость и военную выправку, несмотря на годы. Он обратился ко мне на аварском языке, как будто знал меня давно.
Я с удовольствием познакомился с этим добрым человеком, Магомед Курабегов оказался участником Великой Отечественной войны, уроженцем села Аракани Унцукульского района, сейчас проживающим в городе Махачкале.
Окончив первый курс аварского педучилища в городе Буйнакске, Магомед работал секретарем нарсуда родного района. Это был 1943 год, когда война с фашистами была в самом разгаре. Похоронки приходили одна за другой, и он добровольцем ушел на фронт, чтобы отомстить фашистам за земляков. В то время ему не исполнилось еще и 19 лет.
– Со мной были еще семь односельчан-добровольцев. Из села через Гимринский хребет мы пешком шли до Буйнакска. К счастью, с фронта мы все живыми вернулись, но сейчас остался один я, – вспоминает теперь Магомед.
Из Буйнакска поездом их отправили в Махачкалу, а оттуда в город Гори Грузинской ССР. По рассказам Магомеда, до Гори их сопровождали талантливая аварская певица Айшат Мазалова и его односельчанин Гитинамагомед Магомедов.
В Гори Магомеда зачислили в 124-й стрелковый полк. Там в течение пяти месяцев их учили стрельбе из пулемета, а потом Магомеда и его односельчан Убайдата Гаджимагомедова, Магомеда Саидова и Магомеда Ахмедова 26 августа отправили на Смоленское направление действующего 2-го Белорусского фронта. В это время одна из войсковых частей дислоцировалась в лесном массиве. Перед ней была поставлена задача освободить от немцев один населенный пункт, расположенный недалеко от леса. Советские воины, внезапно напав на немцев, в тот же день выполнили эту задачу. В этом лесу четверых араканинцев разлучили, зачислив их в разные взводы.
После освобождения этого населенного пункта советские воины держали оборону. Под вечер следующего дня атаковали позицию врага. В тот раз им было приказано отвоевать у немцев земли Спаздеменского района. 30 августа погода была ясная. Как только советские воины начали через степь продвигаться вперед, немцы стали беспрерывно обстреливать их из минометов и пулеметов, не давая нашим поднять головы. Тогда командир взвода приказал Магомеду уничтожить огневую точку, которая мешала идти вперед.
Невзирая на опасность, Магомед пополз вперед, выполняя приказ командира. Когда до огневой точки осталось около 20 метров, его ранили в левую руку. Обмотав раненую руку полотенцем, которое было при нем, он связал две ручные гранаты и снова пополз вперед. А когда до пулеметной точки оставалось около пяти метров, Магомед бросил туда связку гранат. Пулемет замолк, и батальон советских воинов ринулся в атаку. Так отважный горец обеспечил наступление нашим воинам.
Но сам он вынужден был обратиться в санчасть. Там ему оказали первую помощь и отправили в 2656-й эвакогоспиталь, расположенный в местечке Пески Московской области. Вылечившись, 28 октября Магомед отправился в выздоровительный батальон, дислоцированный в лесу недалеко от города Смоленска. Награду за подвиг он получил лишь после возвращения с фронта, в 1946 году. В республиканском военном комиссариате ему вручили медаль «За отвагу».
Из выздоровительного батальона через месяц Магомеда отправили снова на передовую. В этот раз на Оршавское направление. Там он попал в 757-й стрелковый полк Смоленской 222-й дивизии, который держал оборону в окопах степи и ждал очередного приказа.
— Все вокруг было покрыто снегом. Хотя был конец ноября, мороз как таковой не чувствовался. На четвертый день моего пребывания в полку, под утро, нас подняли из окопа, построили и командир приказал идти в атаку, – вспоминает Магомед.
Фашисты начали обстреливать наступающие советские войска. Во время атаки Магомед получил тяжелое ранение в левую ногу. Потом прибывший санитар на своей спине перетащил его к дороге и положил у края окопа. Нужно было ждать, пока прибудет транспорт. В этом окопе лежал раненый офицер. И вдруг взорвалась вражеская мина, и его вместе с землей выбросило на Магомеда. Где-то четыре-пять часов лежал Магомед там. Он сам перевязал свою рану. Первая прибывшая подвода была перегружена ранеными, для Магомеда не было места. Только на второй подводе его доставили в санбат. Его лечили в госпиталях Москвы и Самарканда Узбекской ССР. После этого по решению военно-медицинской комиссии он в течение шести месяцев находился дома. Врачебно-экспертная комиссия города Буйнакска признала Магомеда Курабегова негодным к военной службе. А через многие годы, пройдя Махачкалинскую межрайонную медицинскую комиссию, он получил инвалидность первой группы Великой Отечественной войны.
Курабегов работал на различных должностях. Был военным руководителем средней школы, заведовал начальной школой, отделом культуры райисполкома, был инструктором райкома партии, агрономом колхоза. К любой работе Магомед подходил ответственно. Его организаторские способности ярче всего проявились в годы работы бригадиром садоводческой бригады колхоза имени Дударова села Аракани. По его инициативе намного расширились сады фруктовых деревьев. Кроме того, его бригада выращивала кукурузу. Колхоз никогда не получал такого урожая фруктов и кукурузы, как в период работы бригадира Курабегова.
К наградам, полученным за проявленное на войне мужество, добавились почетные грамоты, ценные подарки за достигнутые успехи в работе. На войне он получил 15 наград. Среди них орден Отечественной войны первой степени, медали «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За долголетний труд» и другие.
С 2006 года М. Курабегов находится на заслуженном отдыхе. Выглядит он намного моложе своих лет. Ветеран с гордостью рассказывает, что государство заботится о нем, в столице республики ему дали двухкомнатную квартиру, автомашину «Ока». Он получает ежемесячно около 20 тысяч рублей пенсии. Плюс к этому каждый год ко Дню Победы руководство республики выделяет денежное вознаграждение. Словом, герой войны и труда бодр и доволен жизнью, как и положено честно живущему заслуженному человеку.
Ниматула Нурмагомедов