В Дагестане ежегодно образуется около миллиона тонн отходов, под утилизацию которых занято более трехсот гектаров земли. Где утилизировать эти горы мусора, если в республике действует всего один полигон, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов?
СВАЛКИ ВНЕ ЗАКОНА
Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) – это перечень всех объектов, где на законных основаниях можно хранить отходы. Решение о включении того или иного объекта – полигонов, свалок, различных хранилищ – принимает Росприроднадзор России. Согласно действующему законодательству, хранение всех видов отходов возможно только на объектах, включенных в ГРОРО. В ином случае это является противозаконным.
Как с этим обстоит дело у нас в республике? Оказывается, в реестр ГРОРО включен всего один мусорный полигон, расположенный возле Кизляра. Но его попадание в заветный список можно считать условным. Полигон действует фактически незаконно, так как пока не смог продлить действующую лицензию.
«В реестр ГРОРО Кизлярский полигон включен по списку пятого класса опасности отходов. Вещества, принадлежащие к пятому классу, имеют наиболее низкую степень вредного воздействия отходов на окружающую среду и представляют наименьшую опасность для экологической обстановки. Если на полигоне будут обнаружены отходы первого класса опасности, то приказом Росприроднадзора он будет исключен из реестра», – рассказал «МИ» заместитель министра природных ресурсов и экологии РД Арслан Сайпуллаев.
Он также озвучил нерадостную статистику. В республике практически в каждом населенном пункте имеются несанкционированные свалки. Всего их около пятисот. «Официальных» мусорных полигонов всего пять. Назвать их законными на самом деле нельзя, так как они не включены в реестр ГРОРО. Статус якобы законных они приобрели на основании того, что на руках имеется постановление администрации муниципалитета на выделение земельного участка под размещение отходов.
Куда девает мусор почти миллионный мегаполис, каким является Махачкала? Все махачкалинские отходы вывозятся на свалку, расположенную возле горы Тарки-Тау. Эта свалка также не имеет законного статуса. В 2015 году под мусорный полигон была выделена земля между Махачкалой и Буйнакском, но этот участок не получил положительного заключения экологической экспертизы.
Замглавы администрации Махачкалы Мурад Алиев
рассказал «МИ», что в городе вывозом мусора на полигон занимается клининговая компания «Новый город». Поэтому с просьбой разъяснить ситуацию мы обратились к генеральному директору ООО «Новый город» Анвару Зурхаеву. Однако он на многочисленные звонки и СМС-сообщения корреспондента «МИ» так и не ответил.
Как полагают в Минприроды Дагестана, ситуация с вывозом и переработкой мусора должна измениться не позднее начала 2019 года, когда заработает новая схема «мусорной концепции».
«В республике утверждена и согласована территориальная схема обращения с отходами. Осталось до 1 января 2019 года определить региональных операторов. Это может быть как юридическое лицо, так и частный предприниматель. С оператором подписывается соглашение сроком на десять лет. В рамках документа утверждаются инвестиционная и производственная программы. После всего этого оператор берет на себя строительство полигонов и сортировочных комплексов», – рассказал Арслан Сайпуллаев.
ПРОЕКТЫ ОСТАЛИСЬ НА БУМАГЕ
Проблема в республике имеется и с сортировкой мусора. Переработка отходов, которая во всем мире является выгодным бизнесом, в Дагестане так и не прижилась. Единственный построенный в Каспийске крупный мусоросортировочный комплекс до сих пор не введен в эксплуатацию по причине отсутствия лицензии на обработку отходов. За последнее время были презентованы десятки проектов строительства мусороперерабатывающих заводов, в том числе с участием зарубежных инвесторов, но ни один из них так и не был реализован.
Последнюю идею о строительстве сразу трех мусороперерабатывающих заводов озвучили 14 апреля этого года на встрече руководителя Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Башира Магомедова с министром природных ресурсов и экологии РД Набиюлой Карачаевым, предпринимателями и инвесторами.
По данным республиканского Управления Роспотребнадзора, в Дагестане существует порядка пятисот несанкционированных свалок, ими загрязнено более трехсот гектаров земель. 23 августа прошлого года ведомство провело круглый стол на тему санитарного состояния в городах и районах республики. Также поднимался вопрос об отсутствии в Махачкале сертифицированного мусорного полигона.
Тогда в своем выступлении на этом мероприятии представитель ныне ликвидированной клининговой компании «ЭКО М» Мадина Магомедова высказала свое предположение, почему это происходит.
«Республиканским властям выгодно отсутствие лицензированного полигона. В этом случае в бюджет Дагестана поступают экологические платежи в пятикратном размере от всех организаций», – цитировала слова Магомедовой газета «Черновик».
Она предложила вывозить мусор для утилизации в Ставропольский край, отметив при этом, что дополнительные расходы, в конечном итоге, скажутся на тарифах за вывоз мусора.
В профильном ведомстве, занимающемся контролем за мусорными свалками и полигонами, – дагестанском Управлении Росприроднадзора России комментировать ситуацию отказались, попросив прислать официальный запрос.
Пока единственной мерой воздействия на нарушителей экологии остаются штрафы. Но и тут не все гладко. К примеру, в настоящее время в суде рассматривается иск на 15 миллионов рублей, предъявленный Минприроды Дагестана к мэрии Дербента из-за незаконной свалки на территории города.
Что интересно, если суд обяжет город выплатить штраф, то на финансовом состоянии мэрии это никак не скажется. Как рассказал Арслан Сайпуллаев, согласно Бюджетному кодексу, деньги пойдут в счет городского бюджета. Парадокс: мэрии компенсируют заплаченный ею же штраф.
А КАК У НИХ?
По данным департамента Росприроднадзора по СКФО, в госреестре ГРОРО на территории округа зарегистрировано 40 объектов, где разрешено размещать отходы. В 2016 году в СКФО образовалось 5,7 миллиона тонн отходов, из них четыре миллиона – твердые бытовые отходы.
Незадолго со своего ухода с должности полпреда Президента РФ в СКФО, 23 июня 2016 года Сергей Меликов провел специальное совещание по проблемам обращения с отходами в регионах Северного Кавказа. Он потребовал от глав субъектов навести порядок в «мусорной отрасли». По словам главы Росприроднадзора Артема Сидорова, чьи слова приводит сайт СКФО.ру, на территории Северного Кавказа выявлено свыше 5 тысяч стихийных свалок общей площадью 4 тысячи гектаров. При этом большинство из них не ликвидировано до сих пор, несмотря на все предупреждения контролирующих органов.
В целом ситуация с мусором плачевна по всей стране. Общая площадь свалок в России достигает 4 миллионов гектаров. При этом, если в Европе перерабатывается более 60% мусора, то в России – всего 10%. Как подсчитали эксперты, на каждого жителя страны приходится 400 килограммов твердых бытовых отходов в год. В России, в отличие от зарубежных стран, практически не налажен раздельный сбор мусора. А ведь это дополнительные доходы для компаний, занимающихся сбором и переработкой мусора, и дешевое сырье для предприятий вторичной переработки.
Здесь можно привести положительный опыт Казани. В рамках проекта «Чистая среда» по городу открылись пункты приема вторсырья. Местные жители могут сдать картон, бумагу, пластиковые бутылки и пустую тару из-под бытовой химии на вторичную переработку за вознаграждение.
Макулатура принимается по 3 рубля, картон по 4 руб., пластиковые бутылки по 12 рублей за килограмм. За алюминиевую тару можно выручить 35 рублей за килограмм. Ежедневно с одного пункта на переработку уходит до полутора тонн отходов.
Хотя есть и отдельные упущения, но по сравнению с прошлогодним мусорным коллапсом в Махачкале стало намного чище. Вокруг мусорных баков на улицах установливаются декоративные металлические ограждения, препятствующие разбросу мусора от ветра. Да и с эстетической точки зрения наблюдать мусорные кучи прохожему не очень-то и приятно.
Осталась главная проблема – как привить некоторым махачкалинцам и многочисленным гостям столицы адекватную «мусорную» культуру поведения.
«Разруха не в клозетах, а в головах», – говорил профессор Преображенский
в повести
М. Булгакова «Собачье сердце». Судя по поведению людей, выбрасывающих мусор где и как попало, прививать культуру в данном случае шансов мало, остается только лечить голову…
Тимур Алиев