Месяц Рамадан – это период, когда Всевышний Аллах одаривает рабов Своих самыми ценными дарами, и обретение их – это отдаление от грехов и покаяние в них, а также увеличение благих дел. В достоверном хадисе, приводимом Тирмизи, Насаи и Хакимом, говорится: «В первую ночь Рамадана от имени Аллаха возвещают: “О тот, кто стремится к благому, приступай к совершению благого (то есть наращивай свои благие деяния). О тот, кто творит дурное, прекрати творить дурное”».
Какая же мудрость заключена в том, что Всевышний Аллах возложил на рабов Своих обязанность соблюдать пост в месяце Рамадан?
Прежде всего, каждый мусульманин должен знать, что Создатель наш – Всевышний Аллах, во власти которого находится все, – волен возложить на нас все, что пожелает, и запретить нам, что пожелает. Поскольку мы рабы Его, которых Он создал и содержит, мы не имеем никакого права спрашивать у Него, почему Он это возложил на нас и почему запретил нам другое. Но поскольку Аллах Милостивый, Он не запретил нам ничего из того, что не приносило бы какой-либо вред нам самим, нашим семьям или обществу в целом, и не вменил Он нам в обязанность ничего, от чего нет нам, нашим семьям или обществу пользы.
Возложение обязанности соблюдать пост включает в себя много мудрости и пользы для нас:
1. Соблюдение поста пробуждает сердце мусульманина и способствует поминанию Аллаха. Например, голод и желание развлечений во время поста напоминают нам об Аллахе, который запретил нам удовлетворение этих потребностей во время поста. При этом постящийся вспоминает о величии Аллаха. Поминание же Аллаха – это основа счастья в обоих мирах.
2. Рамадан – это месяц, который следует наполнить поклонением Всевышнему Аллаху и добрыми деяниями. Если наслаждаться едой и есть досыта, то невозможно заполнить этот высокочтимый месяц поклонением Всевышнему Аллаху и добрыми деяниями. Соблюдение же поста способствует этому. Именно поэтому в хадисе говорится: «У каждой вещи есть свои врата, врата же поклонения Аллаху – это соблюдение поста» (Ибн аль-Мубарак). Поэтому в месяце Рамадан верующие чувствуют особую легкость в поклонении Аллаху.
3. Соблюдение поста помогает уберечь от грехов глаза, язык, уши, руки, ноги и другие органы тела. О том, что соблюдение поста способствует совершению добрых деяний и отдалению от греховного, говорится и в священном Коране. Всевышний Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, дабы вы, страшась гнева Аллаха и Его наказания, выполняли предписанное и остерегались запретного» (Сура «Аль-Бакара», аят 183).
4. Соблюдение поста улучшает здоровье. В хадисе говорится: «Соблюдайте пост – это улучшит ваше здоровье» (Табрани). Современная медицина подтвердила лечебное воздействие поста.
5. У того, кто ест много, черствеет сердце и ухудшается нрав. А это порождает склонность к заблуждению, притеснению других (зульм), дурное поведение и т.д. Соблюдение же поста есть профилактика всего этого.
6. Кто сыт постоянно, тот не ведает о голоде, а кто не ведает о голоде, тот не поймет состояние голодных. Чувство голода во время поста способствует пониманию состояния голодных, порождает милосердие к бедным и нуждающимся и заставляет человека оказывать им помощь. Помощь состоятельного мусульманина вызывает чувство благодарности со стороны бедных, все это улучшает отношения между различными слоями населения и сплачивает их.
7. Самым большим несчастьем для человека является попадание в зависимость от желаний и страстей собственного нафса. Пост способствует обереганию человека от такой зависимости. Пост порождает в человеке терпение, а в его сердце – упование на Аллаха и твердость духа. Поэтому Пророк (с.а.с.) сказал: «Месяц Рамадан – это месяц терпения».
Желания и страсти нафса являются самым сильным оружием шайтана, стремящегося ввести человека в заблуждение. Пост нейтрализует это оружие шайтана. Поэтому Пророк (с.а.с.) сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, сатану заковывают в кандалы» (Аль-Бухари и Муслим). Это означает, что в месяце Рамадан шайтанам труднее сбивать людей с истинного пути из-за соблюдения ими поста.
Магомед Омаров, преподаватель ДГИ