Вопрос: Можно ли тайную диктофонную запись использовать как доказательство в суде?
Карина Магомедова, г. Махачкала
Ответ: До недавнего времени существовала неоднозначная судебная практика в отношении признания тайной диктофонной записи в качестве допустимого доказательства. По общему правилу тайная запись разговоров является посягательством на неприкосновенность частной жизни. Запись частных разговоров без предварительного предупреждения о ее осуществлении считалась недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона.
Однако Верховным судом РФ в Определении от 06.12.2016 (Дело №35-КГ16-18) была изложена следующая правовая позиция: «Запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется».
Примечательно то, что в данном деле суд рассматривал спорные правоотношения по договору займа, где одним из доказательств наличия долга послужила аудиозапись, совершенная без согласия должника.
Это не означает, что запись приватного разговора, о котором не знает вторая сторона, можно распространять любыми способами. Также недопустимо записывать разговоры, которые не относятся лично к тому, кто ведет запись. Такие действия являются уголовно наказуемыми. Речь идет лишь о возможности использовать запись в суде.
Вопрос: Реклама на фасаде. Почему мне не платят за размещение? Как сдать наружную стену многоэтажки под рекламу?
Анвар И., г. Махачкала
Ответ: В многоквартирных домах все помещения, которые не являются частями квартир, принадлежат собственникам по праву долевой собственности. Это право владельцев подтверждает ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» размещение рекламных материалов на фасадах жилых домов допускается только с согласия собственников. Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, при размещении рекламных конструкций на фасаде жилого дома между рекламодателем и собственниками должен быть составлен соответствующий договор. Такое предписание также содержится и в письме ФАС России от 15.03.2010 №АК/6745.
В случае если договор на размещение рекламных конструкций не заключен, то реклама, размещенная на фасаде здания, считается незаконной, а действия рекламодателя – нарушением Гражданского кодекса РФ.
В этом случае жильцы вправе обратиться в прокуратуру с заявлением. При этом рекламодатель понесет не только финансовую ответственность, но еще и административную. Также имеет смысл указать своей управляющей компании или ТСЖ на данное нарушение, поскольку они прежде всего должны действовать в интересах собственников. В указанном выше письме ФАС России №АК/6745 особое внимание уделяется вопросу о различии между наружной рекламой и информационной вывеской. Во избежание фактических недоразумений следует ознакомиться с содержанием письма более подробно. Ведь для размещения вывески согласие собственников не требуется, поскольку интересы рекламодателя в таком случае защищает «Закон о защите прав потребителей». Для того чтобы сдать часть фасада под рекламу, нужно получить коллективное согласие всех жильцов. Такое соглашение достигается путем голосования на общем собрании и фиксируется документально. Помимо этого, жильцам следует выбрать ответственного представителя, отстаивающего их интересы при подписании договора с рекламодателем. В договоре четко должны быть прописаны моменты, затрагивающие условия аренды, размер платы и порядок расходования средств, полученных от рекламодателя.
На вопросы ответил практикующий юрист, директор юридической фирмы «JusPro: юридические решения» Азамат РАСУЛОВ.