15 июня в Москве состоялась пятнадцатая, юбилейная «Прямая линия» с президентом страны Владимиром Путиным. Больше четырех часов, больше трех миллионов вопросов…Спрашивали президента о разном: о проблемах здравоохранения, реновации, отношениях с Украиной, внуках, образовании, о будущем страны. Самые острые вопросы – в подборке «МИ».
Первый вопрос к президенту прозвучал от ведущего Первого канала Дмитрия Борисова: правда ли то, что страна наконец-то вышла из экономического кризиса?
ЭКОНОМИКА ВЫШЕ, ДОХОДЫ – НИЖЕ
По словам Владимира Путина, кризис миновал, но проблемы остались.
«В чем они заключаются? У нас снизились реальные доходы граждан за последние несколько лет, и что особенно тревожно – увеличилось количество людей, живущих за чертой бедности, получающих доходы ниже прожиточного минимума.
Самая печальная ситуация в этом смысле у нас сложилась в начале и середине 90‑х годов, когда за чертой бедности проживала почти треть населения страны. Это было почти 40 процентов населения: 35-37 процентов, по разным подсчетам, почти 40 миллионов человек. Самый низкий показатель и, соответственно, самый лучший в этом смысле мы зафиксировали в 2012 году.
В таком положении находилось 10,7 % населения. К сожалению, за последние годы количество этих людей выросло до 13,5%. Казалось бы, это не так уж и много: несколько процентов, но за этими цифрами десятки и сотни тысяч людей, их судьбы, поэтому мы должны об этом подумать», – отметил Глава государства.
ВЫНУЖДЕНЫ ВКЛЮЧИТЬ МОЗГИ
В числе первых вопросов – может ли Россия жить десятилетиями под гнетом антироссийских санкций?
Президент РФ уверен, что Россия начала жить под санкциями с того самого момента, как крепко встала на ноги. Сама история страны говорит об этом.
«Когда наши партнеры в мире чувствовали в лице России серьезного конкурента, так под разными предлогами вводились какие-то ограничения, это было на протяжении всей нашей истории, я уже не говорю даже про советское время, и раньше это было, еще до Октябрьской революции. Поэтому здесь нет ничего удивительного.
Мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефтью и газодолларами. К чему это привело? У нас реально начало расти производство в таких важных, сложных отраслях.
Мы восстановили компетенцию в радиоэлектронике, в значительной степени в авиастроении, ракетной области, фармацевтике. Сейчас у нас идут хорошие процессы в тяжелом машиностроении. Уже не говорю про сельское хозяйство. Мы с вами знаем, рост составил около трех процентов, и Россия стала номером один, лидером по экспорту зерновых, по экспорту пшеницы. Так что вот вам результат», – подчеркнул Владимир Путин.
ПОДДЕРЖАТЬ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Спрашивали у президента и о демографической ситуации в стране. Долго ли продержится программа «Материнский капитал» и появятся ли в регионах ясли?
«Нельзя, конечно, разбрасываться деньгами, но жадничать здесь тоже нельзя, поэтому нам нужен целый набор мер. Он может быть разным. Это продление материнского капитала в той или иной форме либо в том виде, в каком он есть сейчас.
Нам нужно подумать о том, как стимулировать рождение первого ребенка у молодых мам и, может быть, что-то им добавить. Почему им? Потому что это молодые люди, которые еще на ноги не встали, им нужна поддержка. Надо подумать о том, как стимулировать рождение второго, третьего ребенка у более взрослых мам (за 30 лет и больше).
Мы сейчас решили вопрос более или менее с детскими садами для детей от трех до семи лет. Это, кстати, тоже позитивный элемент с точки зрения социальной политики у нас в стране за последний год. По-моему, на 98 с лишним процентов у нас закрыта проблема по местам в детских садах. Но яслей нет.
А для молодых мам, которые не хотят «выпасть» из своей профессии либо хотят приобрести профессию, ясли нужны, программа нужна отдельная. Вот прямо сегодня у нас, честно говоря, запланирована такая встреча, с Правительством будем обсуждать. Не хотел бы сейчас преждевременно говорить о том наборе, который будет предложен, но он будет предложен, мы это сделаем», – заверил президент.
Сразу же после вопроса о детях вопрос от жительницы Кабардино-Балкарии о внуках президента.
Оказалось, Владимир Путин – дважды дедушка, который хочет, чтобы его внуки социализировались, и поэтому просит не заострять на этой теме слишком большое внимание.
И ВЫ, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ…
Д. Борисов: – Вопрос, который пришел через соцсеть «ВКонтакте»: «Украина шумно отметила начало действия безвизового режима с Европой. Президент Порошенко назвал это окончательным прощанием с Российской империей. После этого прочитал стихи Михаила Лермонтова: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ”…» Вы не хотите ему ответить?
В. Путин: – Нет, я не видел его выступления на этот счет. Но мне вчера рассказали об этом. Действительно, Петр Алексеевич посчитал возможным прочитать это четверостишие Михаила Юрьевича Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком прогрессивным, он хотел улучшения внутренней политической ситуации в России. Его душила та обстановка, которая сложилась на тот момент. И он говорил об этом прямо. Кстати говоря, помните, «и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». Там, куда он собирается, этих голубых мундиров больше, чем у нас, и пусть он не расслабляется особенно, а то как бы чего не случилось, пусть внимательно поглядывает по сторонам.
При этом хочу сказать, что мы против этих ребят ничего не имеем, я хочу сказать: мы против вас ничего не имеем, совет вам да любовь, удачи, особенно с новобранцами. Если кто-то хочет быть европейцем, счета сначала пусть свои закроет в офшорных зонах, а потом говорит о благе народа. В этой связи я сейчас вспоминаю только одно, это я не воспроизведу точно, дословно, но смысл передам почти один в один.
Тарас Шевченко еще почти 170 лет назад сказал: «Доборолась Украина до самого края, и хуже ляхов распинают ее свои собственные дети». Надеюсь, что когда-то этот период в жизни и в истории Украины и украинского народа закончится.
ЖИЗНЬ ПОДГОТОВИЛА
На «Прямой линии» школьник из Нефтеюганска Данила Прилепа спросил президента Владимира Путина о коррупции и показных посадках. Глава государства уточнил, сам ли Прилепа придумал этот вопрос.
В. Путин: – Я вижу, что ты читал этот вопрос. Заранее его подготовил или тебе кто-то рекомендовал?
Д. Прилепа: – Для этого вопроса меня жизнь подготовила (смех в студии).
Позже Путин заверил, что борьба с коррупцией ведется, в качестве примера он привел дело бывшего главы ФСИН Александра Реймера, который был приговорен к 8 годам лишения свободы.
Спросили президента и об оппозиции. По его мнению, большая часть протестных акций в стране – провокация и самопиар.
«Одно дело организовывать протестные акции, а другое дело — использовать эти акции как инструмент провокаций и обострения ситуации для самораскрутки. Вот это я не приветствую. Считаю протестные акции правильным, хорошим способом донести до власти, до любой власти в любой стране, в том числе и в России, точку зрения людей, которые не согласны в чем-то с действующими властями. При этом любые формы протеста, в том числе и демонстрации, должны оставаться в рамках закона. Так же, как и чиновники, и представители власти, должны действовать в рамках закона», – отметил Путин.
БЛИЦ-ОПРОС: О ЖИЗНИ, ПЛАНАХ И ПРЕЕМНИКЕ
Финальные вопросы были заданы президенту в формате блиц-опроса. В частности, россиян интересовало, знает ли Владимир Путин о том, как живут простые граждане его страны?
«Конечно, я знаю. Помню, как мой папа счетчик смотрел, каждую копеечку высчитывал, чтобы заплатить вовремя и в полном объеме. У меня до сих пор есть привычка – я не могу оставить включенным свет. Я когда выхожу из помещения, всегда его выключаю. Я это очень хорошо знаю».
Телеведущая канала Россия 1 Татьяна Ремезова: – Говорят, что вы буквально заболели цифровой экономикой. Правда ли это?
В. Путин: – Я здоров!
Т. Ремезова: – Слава Богу.
В. Путин: – Но, что касается цифровой экономики, то без нее мы не сможем перейти к следующему технологическому укладу, а без него у нашей страны и экономики нет будущего.
Д. Борисов: – Ваши слова «Своих не сдаем» относятся ко взяточникам и коррупционерам?
В. Путин: – Я не считаю их своими.
Т. Ремезова: – Прошел слух, что до 2030 года не будет индексации пенсии. Это правда?
В. Путин: – Это чушь полная. Есть закон соответствующий, в соответствии с которым мы будем индексировать согласно инфляции прошлого года.
Д. Борисов: – На каких языках вы разговариваете?
В. Путин: – На русском, конечно же. На немецком достаточно бегло. Могу немножко объясниться по-английски.
На вопрос: «Кого вы оставите после себя?» – Путин ответил, что «еще работает». Он добавил, что не видит ничего плохого в том, чтобы однажды рассказать о своих предпочтениях, но только российский гражданин может определить, кто будет возглавлять страну.
Д. Борисов: – На ваш взгляд, с какими вызовами придется столкнуться тому, кого граждане изберут президентом?
В. Путин: – У нас много задач. Первая и самая главная – обеспечить рост доходов граждан страны. Нужно избавиться от нищеты, бараков и аварийного жилья.
Т. Ремезова: – Будет ли еще одна «Прямая линия» с Владимиром Путиным? Или эта «Прямая линия» – последняя?
В. Путин: – Если и будет какая-то линия, то она будет только прямая. Вот как сегодня.
Шуана МАГОМЕДОВА