«Современный человек должен понимать, что нервно-психологические перегрузки, стрессы могут любого привести на прием к психотерапевту или психологу. И это нормально!» написано на сайте Республиканской психотерапевтической поликлиники, единственной в своем роде в пределах Северо-Кавказского федерального округа. В 2017 году, объявленном Всемирной организацией здравоохранения Годом борьбы с депрессией, поликлинике исполнилось 10 лет.
АНАЛОГОВ НЕТ
«Многие говорят, что на Западе принято посещать психоаналитиков, психотерапевтов, а у нас этого нет пока. Но в Дагестане уже понимают, что не всегда в переживаниях помогают соседки и подружки. Надо идти к специалистам. Наша поликлиника как раз такого профиля. Мы помогаем людям понять, какие у них психологические проблемы. На Северном Кавказе аналогов нашему учреждению нет. Да, создаются платные психотерапевтические кабинеты, специалисты есть, но отдельного государственного бюджетного учреждения нет. Даже в Ставропольском крае», – говорит главный врач медучреждения Фатимат Карибова… Есть такой центр в Санкт-Петербурге, был в Чувашии и в Москве, но их расформировали. Посчитали, что это финансово очень затратно. Проще открыть центр, где проводятся исследования, и за день зарабатывают большие суммы на узи, рентген-исследованиях, лабораторной диагностике.
Необходимость в создании поликлиники возникла после взрыва 9 мая 1999 года в Каспийске. Создалась тяжелая психотравмирующая ситуация, когда люди пришли на праздник и погибли. После этого дагестанцы начали бояться сборищ и мероприятий. И до сих пор остерегаются. После каспийского теракта приехала бригада специалистов – психотерапевтов и психологов из Москвы. Провели большую работу, необходимую при острой реакции на стресс, а впоследствии поддерживающую терапию. «Тогда экс-министр здравоохранения Ильяс Мамаев поднял вопрос перед Правительством Республики Дагестан о том, что нам нужна своя подобная служба. На тот период у нас были единицы специалистов-психотерапевтов в разных медорганизациях и психологи, в основном выпускники психологического факультета ДГУ и ДГПУ, прошедшие обучение по клинической психологии, чтобы работать медицинскими психологами. Потому что медицинская психология отличается от общей. Базы для подготовки психотерапевтов у нас в республике нет. Наши специалисты выезжают за пределы республики – в Москву, Питер и другие города. Психотерапевт должен учиться непрерывно, потому что основных направлений по психотерапии много, а методик огромное количество, и каждый специалист сам решает, какую методику и метод ему использовать».
В поликлинике есть психологическая лаборатория. Здесь используются апробированные методики. Порядка 20 – проективные тесты, тест Сонди, тест на акцентуацию, незаконченные предложения, тест Люшера, и многие другие. Специалисты постоянно учатся. Конечно, делать это за свой счет накладно, но в Дагестане учиться не получается. В Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на Дону и других регионах при медицинских вузах есть кафедры психотерапии, где работают маститые специалисты, широко известные во всем мире. Когда специалисты подобного уровня приезжают для проведения тренингов и семинаров в нашу республику, специалисты психотерапевтической поликлиники всегда стараются не пропустить такие занятия.
КОГДА НЕВМОГОТУ
«Для оказания психолого-психотерапевтической помощи пострадавшим при ЧС и катастрофах мы выезжаем совместно с психологами и психиатрами Республиканского психоневрологического диспансера, психологической службой Центра социальной защиты, психологической службой МЧС. Мы оказывали помощь беженцам из Южной Осетии, были в Сабнова Дербентского района, помогали пострадавшим от селевого потока, при терактах; в течение недели выезжали в перинатальный центр г. Хасавюрта. Недавно наши психологи были в Цумадинском районе в с. Агвали, где школьник взорвал гранату в компьютерном клубе. После оказания помощи на местах мы оставляем контакты пострадавшим и их родственникам и не оставляем их без внимания. В настоящее время все услуги у нас оказываются бесплатно, но мы планируем введение платных услуг», – рассказывает Фатимат Шахбановна.
Психотерапия – это совместная работа, когда человек способен прорабатывать свои проблемы, думать, анализировать. Традиционно наши люди привыкли прийти к доктору, получить назначения и, почувствовав себя лучше, больше не обращаться. А в психотерапевтической поликлинике пациентов предупреждают, что после улучшения необходимо еще некоторое время следить за динамикой своего состояния и сообщать об этом специалисту.
Основное направление современной медицинской науки – профилактическое. Ведь лучше болезнь предупредить, нежели потом ее лечить. А решать эту проблему призвана, в частности, психогигиена и психопрофилактика. С подобной целью специалисты психотерапевтической поликлиники в рамках плана совместной работы с Центром медицинской профилактики организуют выходы во все учебные заведения (школы, сузы, вузы) с лекциями и диагностикой для раннего выявления и профилактики расстройств нервно-психической сферы.
Контингент Республиканской психотерапевтической поликлиники – это люди с психическими расстройствами пограничного, непсихотического характера, а также пациенты-хроники, регулярно обращающиеся к кардиологам, терапевтам, невропатологам. По различным данным, от 30 до 40% обратившихся к специалистам общей практики нуждаются в помощи психотерапевтов. Допустим, кардиолог вынужден наблюдать пациента с диагнозом вегетососудистая дистония. А это и есть пациент психотерапевтической поликлиники. «И когда уже человеку невмоготу, он идет к нам. А потом думает, что ж я раньше сюда не пришел? И тут срабатывает принцип сарафанного радио. Когда человек советует своим родственникам и соседям обратиться именно к нам».
Суицидально настроенные люди сами к врачу не придут. Конечно, их кто-то должен привести «за руку». Даже в случае шантажного суицида нет гарантий, что следующий такой шантаж не закончится трагически. Если человек тревожный, подавленный, ничто его не радует – это чаще всего признак психического расстройства, отмечает собеседница. «Мы в своей практике используем как немедикаментозные, так и медикаментозные методы лечения».
ПО ПРИНЦИПУ ДОБРОВОЛЬНОСТИ
В психотерапевтическую поликлинику можно прийти с направлением и без. Главное – принцип добровольности. Детей здесь также принимают, но исключительно в сопровождении родителей, опекунов, законных представителей, близких родственников. С ними работает специалист по приему детского населения. Врачи и психологи используют в совей работе техники арт-терапии, гештальт-терапии, методы групповой работы, психокоррекцию и многое другое.
На конференции, прошедшей 6 апреля этого года в Министерстве здравоохранения РД, посвященной проблемам деструктивного воздействия социальных сетей (организованной Медицинским государственным университетом), Фатимат Карибова выступила с докладом о необходимости оградить детей от разрушительного воздействия социальных сетей. Дети не должны бесконтрольно находиться в социальных сетях, общаться с неизвестными группами людей. Опасаться надо не только соцсетей, но и СМИ, считает она. «Кто из родителей отслеживает содержание мультсериалов? Никто. Они думают, там все безобидно. Яркие мелькающие совершенно не гармоничные мультперсонажи, отличающиеся от типажей реального мира, способствуют формированию неустойчивой детской психики в нездоровом направлении», – считает главный врач. Проблем очень много. Должны быть совместные усилия и медицинских работников, родителей и педагогов. В поликлинику обращались «шрамированные» дети в сопровождении родителей, которые сами себе наносят порезы на теле под воздействием социальных сетей. Такое поведение у детей формируется при нарушении детско-родительских отношений, недопонимании, семейных конфликтах и т.д. это проявление агрессии, направленной на себя, которую нельзя оставлять без внимания.
По России активно работают психотерапевты и психологи в частных центрах. Государственным учреждениям выживать труднее. Проблемно привлечь молодых специалистов. Им легче пойти в частный центр, где зарплата значительно выше.
А ЕСЛИ Я НЕ САМАЯ-САМАЯ?
Уникальность поликлиники в том, что она далека от психиатрии. И если люди боятся идти в психоневрологический диспансер, чтоб кто-то о них что-то не подумал, то сюда приходят с меньшей настороженностью. В поликлинике располагающая обстановка, прекрасно благоустроенная территория с деревьями, художественно расписанными ограждениями во дворе. Учреждение оснащено для посетителей с ограниченными физическими возможностями по программе «Доступная среда». «У специалистов спрашивают, почему у вас нет очередей. Потому что принимаем по записи», – поясняет главный врач.
Времена изменились, и потребность в психотерапевтической помощи возрастает. До недавнего времени все люди были встроены в единую государственную систему. Была большая социальная защищенность, меньшая напряженность в обществе. Сегодня идет расслоение в обществе, растет агрессия, пропагандируются успешность, роскошная жизнь. Сейчас каждый сам за себя. Из-за социального расслоения слабеют и родственные отношения. Раньше в почете был труд. На первых полосах газет публиковались статьи о передовиках производства. Сегодня никто не поет дифирамбы обычному человеку. Главное – успешность. Особняки, машины, звезды. «А если я не “самая”? А если мой ребенок не “самый”? Значит, я неудачник, мой ребенок неудачник. Мой ребенок виноват в том, что он не самый хороший, не оправдал надежды. Агрессию множат и взращивают не без участия СМИ. Интернет, пресса, телевидение – это СМИ, и все они поставляют жареные факты. А кто сейчас будет смотреть про труженика, который сад посадил? Это скучно. Будут смотреть то, что способствует выбросу адреналина. Англичане говорят о погоде, чтоб не говорить о неприятном, не переходить на личное. А сейчас о погоде рассказывают с акцентом на град и ливни. Газеты должны раскупаться, передачи должны смотреться. Все перешло на коммерциализацию, самоокупаемость», – вот почему необходимость в такой службе за истекшие 10 лет не убывает, а напротив, возрастает, уверена руководитель учреждения. И хотя люди приходят сюда, предварительно обежав своих родственников и друзей, всевозможные медицинские учреждения, в итоге убеждаются – обратились не зря. Здесь они получают реальную помощь и поддержку. Специалисты поликлиники пропускают через себя чужую боль, как никто другой понимая, что душевные раны излечиваются труднее, чем физические недуги. Они способны к сопереживанию и готовы оказать помощь качественно и профессионально.
Лариса ДИБИРОВА