В Дагестане прекратили практику безосновательных преследований верующих. В МВД Дагестана отменили профилактический учет приверженцев так называемых нетрадиционных течений в исламе. Проблема получила широкий общественный резонанс после того, как журналист Максим Шевченко рассказал о ней Президенту России Владимиру Путину, который обещал разобраться в ситуации.
Отмену профучета подтвердил представитель МВД. Ранее ведомство сообщило, что профилактический учет по категории «экстремист» более не ведется. Поводом для этого стало дело врача Данияла Алхасова. Терапевта занесли в «черный список» из-за длинной бороды. 31 октября 2016 года Буйнакский районный суд постановил снять медика с учета. Однако полицейские подали апелляцию в Верховный суд РД. Изучив детали дела и выслушав обе стороны, коллегия судей не стала менять ранее озвученное решение. 23 июня этого года Алхасову сообщили, что с профучета он снят. Медику пришло письмо за подписью дознавателя ОД ОМВД по Буйнакскому району Э. Ирбаинова: «Сообщаю, что в системе МВД по РД ведение профилактического учета по категории приверженцев нетрадиционного течения в исламе прекращено», сообщает «Кавполит».
В декабре прошлого года на заседании Совета при Президенте РФ Максим Шевченко рассказал президенту Владимиру Путину о злоупотреблениях со стороны стражей порядка Дагестана, которые ставят людей на профучет по непонятным основаниям: «Речь идет об ограничении прав десятков тысяч людей, причем по абсолютно волюнтаристским признакам – ваххабит, салафит, экстремист. Могу сказать в качестве примера, что на учет поставлены члены Гражданского форума Алексея Кудрина в Дагестане, люди, которые работают с газетой «Коммерсант», с демократическими изданиями. Вся их вина только в том, что они занимаются какими-то критическими публикациями в отношении кого-то».
В ответ Владимир Путин констатировал, что сами экстремисты либо работают вне правового поля, либо злоупотребляют им: «Они очень ловко лавируют, используют все, что предоставляет на сегодняшний день цивилизация, для того чтобы добиться целей, которые с цивилизацией никак не связаны».
По словам президента, государство таким образом действовать не может. «Ничего не должно у нас использоваться, что противоречит действующему закону РФ. Если правоохранители считают, что этих законов недостаточно, это должна быть публичная вещь, принятая в парламенте, обсужденная в обществе и принятая большинством граждан. Ничего закулисного, секретного быть не должно», — сказал Путин.