Веротерпимость в Исламе


Веротерпимость и толерантные отноше­ния между представителями разных религий особенно актуальны для современного общества.

Основными источниками ислама – Священ­ным Кораном и Сунной – декларирована ве­ротерпимость. Для понимания этого достаточно привести несколько примеров из жизни Пророка Мухаммада
(с.а.с.).

Например, когда Пророк (с.а.с.) приехал в Медину, он нашел там полнейшую анархию и междоусобицу. Через несколько недель ему удалось призвать к порядку всех ее жителей. В образованном им городе-госу­дарстве на основе общественного договора жили мусульмане, иудеи, арабы-язычники и небольшое количество христиан. Примечательно, что в одном из пунктов «конституции» этого первого мусульманского государства говорится: «Мусульманам – их религия, а иудеям – их религия». Или: «Да бу­дет свободна воля и справедливость».

 Немусульмане платили небольшой налог (джизья), от которого освобождались женщины и бедняки, но этот налог не был обременительным и несправедливым. В свою очередь, мусульма­не брали их под свое покровительство и должны были защищать их. Этот налог был равен одно­му динару (золотая монета) в год, что составляло расход средней семьи за 10 дней, и его платили только постоянные жители какого-нибудь города.

Когда египетский немусульманин предложил правительству проект перестройки старого кана­ла от Каира до Красного моря, чтобы обеспечить морские перевозки продовольствия из Египта, то халиф ‘Умар
в знак благодарности освободил его пожизненно от уплаты этого налога.

 Во времена халифа ‘Умара был случай, когда мусульмане отбира­ли земельные участки, принадлежащие евреям, и строили там мечети. Узнав об этом, халиф прика­зал разрушить мечети и вернуть им их участки.

Имеется много хадисов и достоверных истори­ческих эпизодов, которые свидетельствуют о пре­красном отношении мусульман к немусульманам.

 По этому поводу известный ученый богослов, исламовед, доктор Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой ‘Умара бин аль-Хаттаба, и он мне предлагал принять ислам с условием, что поручит опреде­ленные обязанности. Я отказывался. И ‘Умар приводил аят из Свя­щенного Корана (смысл): «Нет принуждения в исламе».

 Поводом ниспослания упомянутого аята (аят 256, сура 2) является то, что у одного из спод­вижников Пророка (с.а.с.) было два сына, и они были христианами. Он спросил у Пророка (с.а.с.): «Принудить ли мне их принять ислам?» Тогда Господь и ниспослал вышеуказанный аят. Более того, из достоверных источников из­вестно, что немусульмане в лице мусульман нахо­дили надежных защитников своих интересов.

 Не раз даже язычники искали и находили по­кровительство и защиту у мусульман. В Священ­ном Коране сказано (смысл): «Если кто-то из язычников придет и попросит защиты и покрови­тельства от убийц, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха, а если же не уверует, сопроводи в безопасное для него место» (Сура «Ат-Тавба», аят 9).

И в последующем представители различных религиозных конфессий жили на земле ислама в мире и согласии, правители мусульман предо­ставляли иноверцам самые благоприятные воз­можности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуще­ствования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи над большей частью Малой Азии и Ближнего Востока и многи­ми странами Европы было возможным лишь бла­годаря уважению и терпимости ко всем многона­циональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и ува­жение.

Миролюбивое, гуманное отношение мусуль­ман к иноверцам и веротерпимость ислама даже в состоянии войны подтверждают выдающиеся историки и востоковеды современности.

 Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие ме­сто в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что ‘Абдурахман, зять Ша­миля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских сол­дат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и пере­бежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом». «В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», – пишет другой писатель-историк Шапи Казиев. Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор пишет: «Повидать Шамиля при­ходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спра­шивали, отчего они это делают, отвечали: «Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Обижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика».

 Из всего изложенного вытекает, что религия может объединить наши народы и послужить га­рантом стабильности и согласия.

 Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям толь­ко лишь любовь и уважение, он с почтением отно­сится к любой идее, даже отличной от его миро­воззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых кон­фликтных ситуациях. Мы по сей день убеждаемся в огромной силе примирения (маслиат) в преодо­лении конфликтных ситуаций между людьми и в целом в обществе. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и бла­гополучным во всем мире.

Абдула Магомедов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Участники СВО займут управленческие посты в Дагестане

Темирлан Абуталимов и Табир Маликов, участвовавшие в зоне СВО займут управленческие посты в республике Дагестан, заявил глава региона Сергей...

Цифровые двойники и промпты для видеоисторий, аэротакси и игровые движки, анпакинг и анбоксинг российских гаджетов: подведены федеральные итоги конкурса «Вместе в цифровое будущее»

«Ростелеком» подвел итоги 14-го конкурса региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее». Главная тема — инновационные разработки и...

Ветер, солнце и кино: июльские премьеры Wink.ru зовут в отпуск

Июль — то самое время, когда все думают об отпуске: одни уже вернулись из него, другие только собираются. Онлайн-кинотеатр...

Комфорт-класс с национальным колоритом: флагманский проект федерального девелопера «Унистрой» в Махачкале

На проспекте Насрутдинова в Махачкале стартовало строительство нового жилого комплекса комфорт-класса Grand Bereg. Проект реализует федеральный девелопер «Унистрой». Рынок недвижимости...
spot_imgspot_img

За прошлую неделю в результате ДТП в Дагестане погибли 10 человек

  С 30 июня по 6 июля на территории республики было зафиксировано 27 ДТП, в которых, помимо погибших, 47 человек...

В Дагестане при падении футбольных ворот погиб шестилетний мальчик

Прокуратура Республики Дагестан инициировала проверку в связи с трагической смертью 6-летнего мальчика в Ногайском районе. Об этом заявили в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам