Веротерпимость в Исламе


Веротерпимость и толерантные отноше­ния между представителями разных религий особенно актуальны для современного общества.

Основными источниками ислама – Священ­ным Кораном и Сунной – декларирована ве­ротерпимость. Для понимания этого достаточно привести несколько примеров из жизни Пророка Мухаммада
(с.а.с.).

Например, когда Пророк (с.а.с.) приехал в Медину, он нашел там полнейшую анархию и междоусобицу. Через несколько недель ему удалось призвать к порядку всех ее жителей. В образованном им городе-госу­дарстве на основе общественного договора жили мусульмане, иудеи, арабы-язычники и небольшое количество христиан. Примечательно, что в одном из пунктов «конституции» этого первого мусульманского государства говорится: «Мусульманам – их религия, а иудеям – их религия». Или: «Да бу­дет свободна воля и справедливость».

 Немусульмане платили небольшой налог (джизья), от которого освобождались женщины и бедняки, но этот налог не был обременительным и несправедливым. В свою очередь, мусульма­не брали их под свое покровительство и должны были защищать их. Этот налог был равен одно­му динару (золотая монета) в год, что составляло расход средней семьи за 10 дней, и его платили только постоянные жители какого-нибудь города.

Когда египетский немусульманин предложил правительству проект перестройки старого кана­ла от Каира до Красного моря, чтобы обеспечить морские перевозки продовольствия из Египта, то халиф ‘Умар
в знак благодарности освободил его пожизненно от уплаты этого налога.

 Во времена халифа ‘Умара был случай, когда мусульмане отбира­ли земельные участки, принадлежащие евреям, и строили там мечети. Узнав об этом, халиф прика­зал разрушить мечети и вернуть им их участки.

Имеется много хадисов и достоверных истори­ческих эпизодов, которые свидетельствуют о пре­красном отношении мусульман к немусульманам.

 По этому поводу известный ученый богослов, исламовед, доктор Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой ‘Умара бин аль-Хаттаба, и он мне предлагал принять ислам с условием, что поручит опреде­ленные обязанности. Я отказывался. И ‘Умар приводил аят из Свя­щенного Корана (смысл): «Нет принуждения в исламе».

 Поводом ниспослания упомянутого аята (аят 256, сура 2) является то, что у одного из спод­вижников Пророка (с.а.с.) было два сына, и они были христианами. Он спросил у Пророка (с.а.с.): «Принудить ли мне их принять ислам?» Тогда Господь и ниспослал вышеуказанный аят. Более того, из достоверных источников из­вестно, что немусульмане в лице мусульман нахо­дили надежных защитников своих интересов.

 Не раз даже язычники искали и находили по­кровительство и защиту у мусульман. В Священ­ном Коране сказано (смысл): «Если кто-то из язычников придет и попросит защиты и покрови­тельства от убийц, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха, а если же не уверует, сопроводи в безопасное для него место» (Сура «Ат-Тавба», аят 9).

И в последующем представители различных религиозных конфессий жили на земле ислама в мире и согласии, правители мусульман предо­ставляли иноверцам самые благоприятные воз­можности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуще­ствования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи над большей частью Малой Азии и Ближнего Востока и многи­ми странами Европы было возможным лишь бла­годаря уважению и терпимости ко всем многона­циональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и ува­жение.

Миролюбивое, гуманное отношение мусуль­ман к иноверцам и веротерпимость ислама даже в состоянии войны подтверждают выдающиеся историки и востоковеды современности.

 Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие ме­сто в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что ‘Абдурахман, зять Ша­миля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских сол­дат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и пере­бежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом». «В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», – пишет другой писатель-историк Шапи Казиев. Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор пишет: «Повидать Шамиля при­ходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спра­шивали, отчего они это делают, отвечали: «Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Обижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика».

 Из всего изложенного вытекает, что религия может объединить наши народы и послужить га­рантом стабильности и согласия.

 Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям толь­ко лишь любовь и уважение, он с почтением отно­сится к любой идее, даже отличной от его миро­воззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых кон­фликтных ситуациях. Мы по сей день убеждаемся в огромной силе примирения (маслиат) в преодо­лении конфликтных ситуаций между людьми и в целом в обществе. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и бла­гополучным во всем мире.

Абдула Магомедов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В честь 80-летия Победы соотечественница из Дагестана организовала автопробег в США

Автопробег «Бессмертный полк» в американском городе Чикаго организовала в честь 80-летия Победы во Второй мировой войне соотечественница из Дагестана...

Дагестан и Оман договорились о создании предприятия по производству стеклянных контейнеров

Дагестан и Султанат Оман договорились о совместном строительстве предприятия по производству стеклянных контейнеров для медицинских целей. Церемония подписания соответствующего...

Глава Махачкалы Юсуп Умавов поздравил горожан с Днём Победы

Глава Махачкалы Юсуп Умавов обратился к жителям с поздравлением по случаю 80-летия Великой Победы. В своем обращении он отметил, что...

В Махачкале прошла акция «Огонь памяти»

Частицы Вечного огня будут переданы в дома ветеранов Великой Отечественной войны в Дагестане. Символы Победы в рамках народной акции...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов и Рамазан Джафаров посетили ветерана ВОВ Юрия Петрухина

Накануне Дня Победы глава Махачкалы Юсуп Умавов, вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров и руководитель регионального отделения ОНФ Джамалудин Шигабудинов посетили...

В некоторых районах Махачкалы ограничат движение транспортных средств для проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы

Для обеспечения безопасности участников праздничных мероприятий, посвящённых 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая с 06:00 до...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам