Веротерпимость и толерантные отношения между представителями разных религий особенно актуальны для современного общества.
Основными источниками ислама – Священным Кораном и Сунной – декларирована веротерпимость. Для понимания этого достаточно привести несколько примеров из жизни Пророка Мухаммада
(с.а.с.).
Например, когда Пророк (с.а.с.) приехал в Медину, он нашел там полнейшую анархию и междоусобицу. Через несколько недель ему удалось призвать к порядку всех ее жителей. В образованном им городе-государстве на основе общественного договора жили мусульмане, иудеи, арабы-язычники и небольшое количество христиан. Примечательно, что в одном из пунктов «конституции» этого первого мусульманского государства говорится: «Мусульманам – их религия, а иудеям – их религия». Или: «Да будет свободна воля и справедливость».
Немусульмане платили небольшой налог (джизья), от которого освобождались женщины и бедняки, но этот налог не был обременительным и несправедливым. В свою очередь, мусульмане брали их под свое покровительство и должны были защищать их. Этот налог был равен одному динару (золотая монета) в год, что составляло расход средней семьи за 10 дней, и его платили только постоянные жители какого-нибудь города.
Когда египетский немусульманин предложил правительству проект перестройки старого канала от Каира до Красного моря, чтобы обеспечить морские перевозки продовольствия из Египта, то халиф ‘Умар
в знак благодарности освободил его пожизненно от уплаты этого налога.
Во времена халифа ‘Умара был случай, когда мусульмане отбирали земельные участки, принадлежащие евреям, и строили там мечети. Узнав об этом, халиф приказал разрушить мечети и вернуть им их участки.
Имеется много хадисов и достоверных исторических эпизодов, которые свидетельствуют о прекрасном отношении мусульман к немусульманам.
По этому поводу известный ученый богослов, исламовед, доктор Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой ‘Умара бин аль-Хаттаба, и он мне предлагал принять ислам с условием, что поручит определенные обязанности. Я отказывался. И ‘Умар приводил аят из Священного Корана (смысл): «Нет принуждения в исламе».
Поводом ниспослания упомянутого аята (аят 256, сура 2) является то, что у одного из сподвижников Пророка (с.а.с.) было два сына, и они были христианами. Он спросил у Пророка (с.а.с.): «Принудить ли мне их принять ислам?» Тогда Господь и ниспослал вышеуказанный аят. Более того, из достоверных источников известно, что немусульмане в лице мусульман находили надежных защитников своих интересов.
Не раз даже язычники искали и находили покровительство и защиту у мусульман. В Священном Коране сказано (смысл): «Если кто-то из язычников придет и попросит защиты и покровительства от убийц, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха, а если же не уверует, сопроводи в безопасное для него место» (Сура «Ат-Тавба», аят 9).
И в последующем представители различных религиозных конфессий жили на земле ислама в мире и согласии, правители мусульман предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи над большей частью Малой Азии и Ближнего Востока и многими странами Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и уважение.
Миролюбивое, гуманное отношение мусульман к иноверцам и веротерпимость ислама даже в состоянии войны подтверждают выдающиеся историки и востоковеды современности.
Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что ‘Абдурахман, зять Шамиля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом». «В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», – пишет другой писатель-историк Шапи Казиев. Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор пишет: «Повидать Шамиля приходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спрашивали, отчего они это делают, отвечали: «Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Обижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика».
Из всего изложенного вытекает, что религия может объединить наши народы и послужить гарантом стабильности и согласия.
Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Мы по сей день убеждаемся в огромной силе примирения (маслиат) в преодолении конфликтных ситуаций между людьми и в целом в обществе. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным во всем мире.
Абдула Магомедов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД