26 июня 2017 года исполнилось 220 лет со дня рождения национального героя Кавказа, предводителя горцев, имама Дагестана и Чечни Шамиля. Это событие широко отмечалось в нашей республике. Великий полководец, выдающаяся личность, он беспрестанно притягивает внимание к себе писателей, политических деятелей, общественности.
Известный общественный деятель, руководитель Республиканского ТОКСа, генерал-майор в отставке Омар Муртазалиев вспоминает о встречах за рубежом с людьми, которым интересен был наш «дагестанский лев», имам Шамиль.
По долгу своей службы мне частенько приходилось бывать за рубежом. Помнится, когда вышла в свет книга английской писательницы Лесли Бланш «Сабли рая», только и разговоров было об этом романе.
В этой книге представлены портреты известных людей времен Кавказской войны, отражены основные причины успеха борьбы, личные качества, семейная жизнь и годы пленения великого полководца Шамиля. Тогда все говорили, что Лесли Бланш объехала весь Кавказ в поисках материала для своего произведения. Я давно мечтал приобрести эту книгу, но в нашей стране ее было не достать.
И вот однажды, будучи в командировке в Багдаде, встретил своего земляка по имени Салем, который работал пилотом авиалайнера. У него эта книга была. Узнав о моем страстном желании ее приобрести, он решил расстаться со своим экземпляром. Сказал, что совершает полеты в Лондон, где сможет себе купить еще одну. Подарок был принят с благодарностью.
Запомнилось и другое, о чем поведал наш земляк. На состоявшейся в Вене встрече Джона Кеннеди с Никитой Сергеевичем Хрущевым в 1961 году в перерыве между деловыми переговорами жена американского президента Жаклин обратилась к советскому лидеру с просьбой рассказать о судьбе удивительно интересного народа, описанного в книге «Сабли рая». Никита Сергеевич, достаточно информированный о Дагестане, удовлетворил любопытство Жаклин. Интерес, проявленный к нашему краю, можно расценить как успех книги, где автор сумела так интересно и вдохновенно рассказать о судьбе народов Северного Кавказа и в особенности Дагестана. Лучшей благодарностью дагестанцев г-же Бланш явилось бы издание книги в нашей стране. В республике, уверен, найдутся специалисты, способные перевести ее на русский язык.
И другое. В приведенной в книге библиографии названо свыше ста источников. Упоминаются и библиотеки зарубежных стран, в которых хранятся ценные материалы.
Известно, что в ряде стран Ближнего и Среднего Востока проживали и продолжают жить выходцы из районов Северного Кавказа и Дагестана. Одни из них прошли процесс основательной ассимиляции. Другие сохранили языки и имена (авари, Дагестани и т.д.), свидетельствующие об их принадлежности к Стране гор.
Было бы целесообразно налаживать контакты с научными, исследовательскими центрами, библиотеками таких стран, как Турция, Сирия, Иордания, Египет.
В Багдаде выходцы из Дагестана подробно рассказывали о влиятельных лицах, оставивших о себе память за пределами родины, в частности в Ираке и Турции. Называли имя духовного и светского предводителя Ирака Фазиля аль Дагестани, бывшего начальника генерального штаба иракской армии Гази Дагестани. Будучи приговоренным к высшей мере наказания после переворота, совершенного Касемом, Гази Дагестани вынужден был перебраться в Лондон, где и проживал до конца своих дней. Заботу о семье опального генерала взял на себя король Иордании Хусейн, в ближайшем окружении которого находились верные ему потомки выходцев с Северного Кавказа.
О Фазиле Дагестани и некоторых соотечественниках за рубежом информацией обладал дагестанский ученый, специалист по арабскому языку Абдулла Раджабов. Есть в республике и другие специалисты, которые могли бы взять на себя инициативу в изучении представляющего для республики и страны интерес эмигрантского зарубежья.
В условиях происшедших в годы перестройки позитивных перемен поиск с выходом в музеи, библиотеки стран, где проживают выходцы из нашего края, представляет научный и познавательный интерес. Особо хочется выделить Саудовскую Аравию, где на чтимой мусульманами земле погребено тело Шамиля. Несомненно, что там найдутся доселе неизвестные документальные следы об имаме Дагестана и Чечни.