2 августа руководитель Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России Курбан Кубасаев подвел итоги работы ведомства за первое полугодие 2017 года. В числе других тем он озвучил нарушения в сфере госзакупок, ситуацию с тарифами на авиабилеты и с выдачей разрешений на установку газобалонного оборудования.
БОРЬБА С МОНОПОЛИСТАМИ
Курбан Кубасаев рассказал журналистам, что за первое полугодие 2017 года в Дагестанское УФАС поступило 1429 жалоб. Из них на федеральных заказчиков – 159, на республиканских –778, на муниципальных – 492.
«В первом полугодии 2017 года федеральные закупки были отменены на сумму более 272 миллионов рублей, республиканские – на 2 миллиарда рублей, муниципальные – на сумму более 909 миллионов рублей», – отметил Кубасаев.
В первом полугодии 2017 года УФАС возбудило 33 антимонопольных дела, в то время как в первом полугодии 2016 года их количество составило 40. Уменьшение количества возбужденных антимонопольных дел, как пояснил Кубасаев, связано с принятием так называемого «Четвертого антимонопольного пакета», который расширил институты предупреждения и предостережения. Теперь антимонопольные дела возбуждаются в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов не сразу, а только после того, как они не исполнили предупреждения антимонопольного органа.
Всего Дагестанским УФАС в первом полугодии 2017 года вынесено 84 постановления о наложении штрафов на сумму более 13 миллионов рублей, в бюджеты разных уровней было взыскано около 4 миллионов руб. Среди основных нарушителей – энергетики, газовики, участники в сфере госзакупок и законодательства о рекламе.
Кубасаев рассказал о новых изменениях в антимонопольном законодательстве, вступивших и вступающих в силу в 2017 году. Так, у участников госзакупок должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики и по статьям о взяточничестве. Изменен порядок рассмотрения антимонопольной службой жалоб в сфере строительства. Они рассматриваются в ускоренном режиме – в течение 7-14 рабочих дней. С 29 сентября вступают в силу новые правила введения полного или частичного ограничения электроэнергии. С полным списком нововведений можно ознакомиться на сайте УФАС.
И ВНОВЬ О ГБО
«Махачкалинские известия» информировали читателей («ГБО раздора» от 12.01.2017, и «Дави на газ» от 01.07.2016) о ситуации с выдачей разрешений на установку газобаллонного оборудования (ГБО).
Курбан Кубасаев рассказал о технологии получения справок на наличие ГБО.
Выдача заключения предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений должна осуществляться аккредитованными испытательными лабораториями, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Со списком организаций можно ознакомиться на сайте Департамента технического регулирования официального сайта Евразийской экономической комиссии — http://www.eurasiancommission.org/ru.
Как пояснил Кубасаев, в Дагестане такая специализированная аккредитованная лаборатория отсутствует. На территории республики имеется только одна организация, занимающаяся выдачей сертификатов соответствия организациям и индивидуальным предпринимателям на оказание услуг по переоборудованию транспортных средств. Это ООО «Дагестанский центр сертификации».
Данный центр выдал 16 подобных сертификатов соответствия организациям и индивидуальным предпринимателям. Семь из них расположены в Махачкале, 2 – в Каспийске, 2 – в Дербенте, 2 – в Хасавюрте, по одному – в Дагестанских Огнях, Гунибе и Бавтугае.
Следует отметить, что эти 16 юридических лиц являются не самостоятельными организациями, а агентами специализированных аккредитованных лабораторий, расположенных в других субъектах страны. На них возложены полномочия по осмотру и фотографированию автомобиля, опрессовке газового баллона, подготовке документов. Все материалы направляются в специализированные аккредитованные лаборатории в других городах страны, с которыми заключен договор. Затем оттуда приходят заключение и протокол. После этого владелец автомобиля получает полный пакет документов, с которым обращается в ГИБДД, где за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями взимается госпошлина в размере 800 рублей.
За свои посреднические услуги расположенные в Дагестане 16 юридических лиц взимают плату от 3500 до 5000 рублей.
«Согласно письму Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ от 23.01.2017, для оформления разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства не требуется его приведение в состояние, предшествующее внесению изменений. То есть для узаконивания газового оборудования автовладельцы не должны снимать его и ставить заново. Учитывая все обстоятельства, Дагестанское УФАС не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги по выдаче разрешительной документации для переоборудования транспортного средства», – отметил Кубасаев.
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЮТ АВИАБИЛЕТЫ?
Корреспондент «МИ» поинтересовался у руководителя ведомства, как УФАС контролирует ситуацию в сфере тарифов на авиаперевозки. В преддверии Нового года, праздника Ураза-байрам многие жители республики жаловались на резкий скачок цен на билеты. Причем если из Махачкалы в Москву можно было приобрести авиабилет за 5-6 тысяч рублей, то в обратном направлении на эти же даты тариф возрастал до 15-20 тысяч.
Как отметил Кубасаев, еще в прошлом году УФАС направило запросы во все аэропорты субъектов Северо-Кавказского федерального округа, в которых просило указать количество и наименование авиакомпаний, осуществлявших за последние 2 года регулярные рейсы в Москву и обратно. Также антимонопольная служба направила запросы в сами авиакомпании с просьбой разъяснить, как и в связи с чем менялись тарифы на перевозку пассажиров.
«Изучив полученную информацию, в мае 2017 года УФАС направило в авиакомпании уточняющие запросы. Ответы получены от всех авиаперевозчиков. Материалы дела составляют несколько тысяч страниц», – рассказал Кубасаев.
Выводы сделаны следующие. Действующее законодательство РФ не содержит норм о государственном регулировании цен и тарифов на авиационные перевозки, вопросы ценообразования на товары рассматриваются антимонопольным органом исключительно в контексте обеспечения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.
«Регулярные рейсы по маршруту Махачкала – Москва – Махачкала в разное время осуществляют от 3 до 9 авиаперевозчиков, и такая ситуация менялась поквартально ежегодно, начиная с 2015 года. При указанных обстоятельствах на регулярном маршруте Махачкала – Москва – Махачкала отсутствует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке авиаперевозок. С учетом изложенного, у Дагестанского УФАС России отсутствуют правовые основания для вмешательства в тарифную политику вышеперечисленных авиакомпаний», – отметил Кубасаев.
Такому выводу, по его словам, предшествовал анализ тарифных предложений по маршруту Махачкала – Москва – Махачкала. Как выяснили специалисты ведомства, доступные к бронированию минимальные цены на авиабилеты в этом направлении в летний сезон составляют от 5500 до 7500 рублей, с последующим снижением до 3300 рублей. Практически такие же цены, по данным УФАС, на авиабилеты в Москву и обратно из Грозного, Минвод, Нальчика, Ставрополя и Владикавказа.
«Применяемая авиакомпаниями система ценообразования предоставляет гражданам возможность при заблаговременном бронировании приобретать билеты по более низкой стоимости. Такая система ценообразования соответствует сложившейся международной практике, создает условия для ценовой конкуренции и в целом отвечает интересам как авиакомпаний, так и потребителей. При таких условиях Дагестанское УФАС не усматривает наличие согласованных действий между авиакомпаниями как нарушающее антимонопольное законодательство», – считает Кубасаев.
Он также добавил, что ни одной жалобы на неправомерный, по мнению граждан, рост тарифов от жителей Дагестана в УФАС не поступило.
«Возмущаются, пишут в соцсетях, но ни один человек не принес заявление с приложенным билетом или посадочным талоном», – посетовал руководитель УФАС.
Тимур Алиев