21 августа 1998 года в центре Махачкалы была взорвана машина председателя Духовного управления мусульман Дагестана, муфтия республики Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, в которой, помимо него, также находились его брат Ахмед-хаджи и водитель Хайдар Омаргаджиев.
Теракт произошел на территории Центральной джума-мечети Махачкалы. Совершив пятничную утреннюю молитву, муфтий вышел на улицу и сел в свой служебный автомобиль. Сработала закопанная на дороге радиоуправляемая бомба.
Правоохранительные органы и Союз мусульман России высказались тогда в пользу версии, что убийство муфтия Дагестана совершили представители ваххабизма. Последние назвали духовного лидера республики самым непримиримым борцом с этим течением ислама. Накануне своей гибели муфтий Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров принимал участие в расширенном заседании Госсовета, Правительства и Народного Собрания РД. В своей речи он призвал покончить с ваххабизмом.
«В противном случае религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан», – цитировали муфтия СМИ.
На заседании было принято обращение к жителям республики, в котором отмечалась необходимость решения проблемы религиозного экстремизма мирным путем, в противном случае будет применена сила.
Сергей Степашин – на тот момент глава МВД России – взял расследование убийства Абубакарова под личный контроль. По его поручению в республику вылетела оперативно-следственная бригада во главе с начальником Главного управления уголовного розыска Иваном Храповым.
После убийства Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова авторитетные политики и духовные лица дали оценку личности муфтия, называя его гибель настоящей трагедией не только для республики, но и для всей страны.
«Убийство муфтия Дагестана – трагедия для всех мусульман России. В последний раз мы встретились с ним 24 июля (1998 года. – Прим. «МИ») на совещании муфтиев в Москве. Абубакаров сказал, что вынужден постоянно менять машины. Значит, уже тогда ему угрожала опасность», – отреагировал на известие об убийстве Абубакарова Равиль Гайнутдин, занимавший тогда пост муфтия Москвы и Центрально-Европейской части России.
22 августа, на следующий день после гибели муфтия, вышло Постановление Госсовета РД №108 «О террористическом акте в отношении председателя Духовного управления мусульман Республики Дагестан, муфтия Дагестана Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова» за подписью председателя Магомедали Магомедова.
«Совершено чудовищное преступление, направленное против единства народов Дагестана, мира и стабильности, духовного единения мусульман. За этим террористическим актом стоят политические силы внутри и вне Дагестана, которые хотят любой ценой дестабилизировать обстановку, посеять панику, вызвать неуверенность, втянуть дагестанцев в братоубийственную бойню.
Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был известен в республике и далеко за ее пределами как один из самых авторитетных духовных лидеров Дагестана, Северного Кавказа и России, как ученый, последовательно отстаивавший чистоту ислама, одним из первых проявивший твердость и принципиальность против попыток расколоть единство мусульман, внедрить на территории Дагестана и России идеологию религиозного экстремизма. Он внес большой вклад в укрепление мира и дружбы между людьми разных вероисповеданий и национальностей.
Убийство Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова – это очередной вызов, брошенный преступниками дагестанскому обществу, мусульманам Дагестана и всей России», – говорилось в тексте Постановления.
Также документ содержал рекомендации в адрес руководителей Управлений ФСБ и МВД России по республике, прокуратуры и Правительства РД относительно принятия всех необходимых мер для раскрытия преступления, осуждения организаторов и исполнителей террористического акта и увековечения памяти муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова.
Отметим, что организаторы и заказчики этого убийства так и не были найдены. Именем Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова названа улица в Махачкале.
Бэла БОЯРОВА