Борис Евстафьевич Бутома – судостроитель, государственный и партийный деятель, крупный организатор производства, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению ‒ министр судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук, профессор, инженер-кораблестроитель.
Родился 28 апреля (11 мая) 1907 года в портовом городе Петровск (ныне – город Махачкала Республики Дагестан) в семье мещан. Украинец. Трудовую деятельность начал в 1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе Севастополе (Украинская ССР), где проработал до 1932 года.
В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-судомеханик».
В 1936-1944 годах работал в городе Владивостоке на судостроительном заводе №202 (ныне ‒ АО «ЦС «Дальзавод») в должностях: мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта №7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода.
Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути. В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику.
В 1944-1948 годах работал в городе Зеленодольске на судостроительном заводе №340 (ныне – АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького») главным инженером, а затем директором, участвовал в создании кораблей типа «охотник за подводными лодками», внедрил поточно-позиционный метод их строительства (за что получил Госпремию в 1949 г.).
С июля 1948 года ‒ начальник 3-го Главного управления, а с сентября 1949 года ‒ 9-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР. В 1952-1953 и 1954-1957 годах ‒ заместитель министра судостроительной промышленности СССР. С марта 1953 года по апрель 1954 года ‒ начальник 4-го Главного управления Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (создано 16 марта 1953 года на базе четырех министерств; расформировано 26 апреля 1954 года).
С 14 декабря 1957 года по 13 марта 1963 года ‒ председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года (с грифом «совершенно секретно») за выдающиеся достижения и внесенный большой вклад в дело выполнения задания правительства по созданию специальной техники Бутоме Борису Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 13 марта 1963 года по 2 марта 1965 года ‒ председатель Государственного комитета по судостроению СССР. С 2 марта 1965 года по 11 июля 1976 года ‒ министр судостроительной промышленности СССР.
«ЭПОХА БУТОМЫ»
С именем Б.Е. Бутомы связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот СССР стал океанским.
Он много внимания уделял развитию судостроительных и судоремонтных предприятий, подготовке их к созданию атомных подводных лодок и ракетоносцев. Он был ответственным за строительство первой в стране атомной подводной лодки проекта 627 и первой в мире ракетной подводной лодки проекта В611. Значительным был его вклад в организацию строительства атомных подводных лодок 2-го поколения, в реконструкцию предприятий в 1970-е годы и подготовку к строительству атомных подводных лодок 3-го поколения.
В гражданском судостроении в 1950-1970-е годы были созданы сухогрузы с горизонтальным способом грузообработки, специализированные контейнеровозы и пассажирские суда, мощные атомные ледоколы, непревзойденные по мореходным качествам научно-исследовательские суда, отечественные супертанкеры, балкеры.
Он один из инициаторов создания Центрального морского КБ «Алмаз» (проектирование кораблей и судов на воздушной подушке), Центрального КБ по судам на подводных крыльях, Центрального КБ «Коралл» (разработка специальных судов для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе). В период его руководства судостроительным ведомством построены первый в мире атомный ледокол «Ленин», судно с газовыми турбинами «Парижская коммуна», крупнейший в стране танкер «Крым» грузоподъемностью 150 тыс. тонн, суда для исследований космоса. Он способствовал серийному выпуску атомных подводных лодок, боевых надводных кораблей с ракетно-ядерным вооружением, противолодочный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Кронштадт», тяжелый авианесущий крейсер «Киев».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СУДОСТРОЕНИИ
Много времени министр уделял технологической политике в развитии отрасли, считая технологические процессы, реализованные на предприятиях отрасли, важнейшими элементами всей системы судостроения и военного кораблестроения. Трудно назвать проект боевого корабля или судна, в создании которых Б.Е. Бутома не принимал бы личного участия. Из 220 заводов судового машиностроения большая часть была создана по его личной инициативе и под его руководством.
Особое внимание он уделял преемственности в отечественном судостроении, вопросам демонстрации достижений, а также формирования и сохранения его истории. По его указанию предприятия-строители имели подробные фотографии всех созданных ими кораблей и судов, а также их модели, выполненные в едином масштабе с одинаковой деталировкой.
Жил и работал в Москве. Скончался 11 июля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награжден 5-ю орденами Ленина (23.07.1959, 17.06.1961, 28.04.1963, 30.04.1967, 25.10.1971), 2-мя орденами Трудового Красного Знамени (1945, 25.07.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (9.10.1952) и «За трудовое отличие» (2.10.1950), а также орденами и медалями иностранных государств.
Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии (1949), доктор технических наук, профессор.
Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года. Кандидат в члены (с 1961; XXII съезд КПСС) и член (с 1966; XXIII съезде КПСС) ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов (с 1962 года).
ЕГО ИМЕНЕМ…
Его имя присвоено проспекту в городе Северодвинске (в 1978 году), улицам в городах Калуге и Николаеве (Украина), площади в городе Севастополе, танкеру Тихоокеанского флота. На территории «Дальзавода» во Владивостоке 5 мая 1982 года открыт памятник в его честь (скульптор С.А. Колпин).
В честь выдающегося руководителя судостроительной промышленности СССР названы: большой морской танкер, который зачислен в списки флота в 1978 г., нефтерудовозы из 4-х судов.
Коллектив ордена Трудового Красного Знамени завода им. Гаджиева 7 ноября отметит свое 85-летие с высокими производственными показателями, вспомнит вдохновляющую роль Героев Советского Союза – Магомеда Гаджиева, чье имя носит, Я. Сулейманова и И. Горбачева
– работавших на предприятии, и Героя Социалистического Труда Бутомы Бориса Евстафьевича – нашего земляка, родившегося в Махачкале I, оказавшего существенную поддержку в период работы (1965-1976 гг.) министром судостроительной промышленности СССР, приняв завод в состав этого ведомства, выделяя потребное количество средств для приобретения техники и оборудования, строительства высотных жилых домов, цехов, складов, дорог, улиц, создания необходимой инфраструктуры, развития первенца индустрии Дагестана. Об этих фактах стало известно ныне. Думается, что компетентные руководители республики, муниципалитетов сделают все возможное для поднятия престижа высокопрофессионального дагестанца, использования в воспитательном процессе подрастающего поколения, путем присвоения его имени улицам, школам, предприятиям, проведения в его честь спортивных и других мероприятий.
Магомед ЮНУСОВ, член Совета старейшин при Главе РД