Юный дагестанец Сагитав Сагитов, прошедший стажировку в Кремниевой долине (США, Сан-Франциско), вернулся на малую родину и рассказал представителям местных СМИ детали месячной стажировки в американской игровой компании Beyond Games.
Немного предыстории… 14-летний махачкалинский школьник был приглашен в США после победы на конкурсе инновационных проектов Peri Innovation Challenge, который проводили в Дербенте основатели самых успешных в мире стартапов в области программирования. Эксперты с мировым именем отдали предпочтение разработке, придуманной Сагитовым. Точнее, компьютерной 2D-игре Cero, особенность которой заключается в отсутствии персонажей. Есть только сущности, генерирующиеся случайным образом на основе формул, придуманных самим Сагитавом.
– Мой проект – это игра, просто игра, – рассказывает юный программист. – Не какое-то полезное приложение. Ее основная цель – развлекать людей. Она была разработана на хакатоне, это был мой первый игровой продукт. Основное ее свойство в стиле. То есть каждый элемент, будь то сам персонаж или ландшафт – рисуется. В больших корпорациях есть целая команда художников, работающих над рисунком. Особенность моей разработки в том, что в ней есть уникальный визуальный стиль, который создается компьютером. Компьютер сам рисует элементы игры.
* * *
Честно говоря, я не понимал, к чему иду. До определенного момента программы для меня, как и для большинства моих ровесников, были чем-то, что снисходит с небес, считалось, что их нельзя создавать самим. Но мне случайно попалась книжка по программированию, и только поэтому я узнал, что, оказывается, можно создавать программы самому. Потом я уже начал изучать более серьезные языки программирования. Начинал с устаревшего Visual Basic, но потом перешел на более современные (и сложные). То есть я никогда не задумывался над тем, что будет дальше. Я просто занимался тем, что мне нравится.
О СТАЖИРОВКЕ
Я стажировался в компании Beyond Games (американский разработчик видеоигр, основанный в 1992 году. – Прим. «МИ»), которая создает компьютерные игры. Научился работать в команде, понимать вообще, как создаются эти самые игры. Началось все с того, что мы пришли по адресу и меня сразу подключили к мессенджеру. Они там между собой вообще не говорят, все общение, даже если они сидят за соседним столиком, происходит через компьютер. Мне давали какое-то задание, начинали с легких, потом были более сложные. То есть я делал для них какую-то работу и получал обратную связь посредством мессенджера.
Я не могу рассказать обо всех подробностях игры, потому что подписывал договор о неразглашении. Но я работал над картой. Эта игра – стратегия в военном стиле. Я работал над ее генерацией и тем, как она устроена.
О ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ
Вообще, мне кажется, что информатика в наших школах так себе. Правда, в той школе, где я учусь, хорошая учительница. А в остальных школах – государственных, не очень, потому что большинство учителей информатики умеют, максимум, создать текстовый документ в Word. Если, посещая уроки информатики, школьник не знает, что можно делать программу самому, то мне кажется, что пользы от этих уроков не будет никакой. Они делают какие-то там программки на Паскале, большинство уроков проходит… ну никак, просто никак.
Каждый, если захочет, найдет то место, где можно чему-то научиться. Самое важное – показать детям, что они способны что-то сделать. Мне кажется фонд «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова (владелец и основатель группы компаний «Сумма», учредитель благотворительного фонда «ПЕРИ». – Прим. «МИ») дает именно такой толчок. Есть дорога – учитесь. Вообще я очень благодарен Зиявудину Гаджиевичу за эту стажировку. Это просто огромная возможность открывать для себя новые горизонты. Я, можно сказать, варился в собственном соку, жил там, где нет возможности прыгнуть выше головы… Я теперь на свое будущее даже по-другому немного смотрю. В общем, спасибо.
О ЛЮДЯХ В США
Они приветливые, всегда улыбаются. У них главные слова – это «спасибо» и «извините». В первую неделю я понял это и немножко ими злоупотреблял. В результате произошла интересная ситуация. Мы поехали к Золотым Воротам (всемирно известный мост в Сан-Франциско), и какая-то темнокожая пара попросила их сфотографировать. Я понял, о чем они говорят, но почему-то сказал им «спасибо» вместо «пожалуйста». Самое грустное в том, что по прилете в махачкалинский аэропорт я кого-то толкнул случайно и сказал: «Извините, пожалуйста». На меня посмотрели как на какого-то умалишенного…
О БУДУЩЕМ В ПРОГРАММИРОВАНИИ
Я стажировался в компании, в которой работает 16 человек, четверо из них делали это удаленно. Это такая маленькая компания, у которой есть перспектива. Я понял, что не нужно иметь огромную корпорацию, чтобы делать деньги. Каждая игра может приносить около 1,5 миллиона долларов дохода.
Но там, в США, лучше работать, чем жить. То есть на какое-то время туда поехать, поработать и вернуться обратно. Здесь более комфортно. Вообще самый оптимальный вариант – это работать в какой-то зарубежной компании удаленно. Потому что там зарплаты намного выше и расходы тоже, аренда жилья, например, стоит около 4 000 долларов в месяц. Жить там довольно дорого. Скорее всего, что-то и такое будет. Я пока не знаю. Я двигаюсь вслепую…
* * *
P.S. Отец Сагитава – Магомед Сагитов благодарит Зиявудина Магомедова за предоставленную его сыну возможность пройти стажировку в Кремниевой долине.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ