Суровый зимний день военного 1944 года. Вражеские самолеты без остановки бомбили позиции наших войск. Дрожала земля, ее мерзлые комья летели в воздух. Горький дым застилал все вокруг. Все больше было убитых и раненых.
ДОБРОВОЛЬНО УШЛА НА ФРОНТ
Это было на Украине около реки Южный Буг. Ожесточенные бои шли за город Николаев. С передним краем фронта не было связи. Необходимо было срочно восстановить ее. Командование это опасное и важное задание поручило связистам-красноармейцам Патимат Микаиловой и солдату по имени Володя.
Через несколько минут, где ползком, где на коленях, под пулеметным огнем врага они осторожно двигались вдоль телефонного провода, ища место обрыва. Мороз обжигал лицо. Руки Патимат посинели.
Патимат забыла обо всем. Она думала только о приказе командира. И вот через полчаса они нашли повреждение – оторванный телефонный провод. Был полдень, когда, восстановив связь, Патимат и Володя вернулись. За успешное выполнение задания обоим красноармейцам командование объявило благодарность.
Патимат Микаилова была одной из тех двух тысяч дагестанских женщин, ушедших добровольно на фронт. В ту пору ей еще не исполнилось 18 лет. Жизнь не баловала Патимат. Когда ей было 3 года, умерла мать. Вскоре ушел из жизни отец. В 5 лет она осталась круглой сиротой. Сначала ее определили в Буйнакский интернат для детей дошкольного возраста, потом – в интернат «Горянка». Окончив там восемь классов, она поступает учиться в ФЗУ связи. По окончании интерната ее посылают работать телефонисткой в родной Ботлих. Работником Патимат была старательным и ответственным. Вскоре инициативную и энергичную Патимат принимают в ряды комсомола.
П. Микаилова мирно трудилась и жила, как и весь советский народ. Но внезапно на советскую страну напал коварный враг – фашистская Германия. Вскоре она обращается в райвоенкомат с просьбой отправить ее на фронт. Но ей отказывают. Патимат не привыкла отступать от задуманного. И в этот раз она добилась своей цели. Патимат отправляется в город Буйнакск, в котором выросла. По прибытии туда она сразу пошла в военный комиссариат. И как только вошла в кабинет, сказала: «Товарищ военком! Я сюда пришла с твердым намерением и надеждой на Вас. Я не могу спокойно здесь находиться, когда сапоги врага топчут землю моей страны, и Родина находится в опасности. Прошу отправить меня прямо на фронт».
И здесь Патимат получила отказ. Сказали, что еще не выросла, чтобы идти на фронт. Согласились только послать ее учиться на курсы медсанинструкторов. После окончания курсов она работала в военных госпиталях. Затем попала на передовую – ее взяли телефонисткой 76-го полка связи, дислоцированного вблизи станицы Ишорской, расположенной около города Моздок. В тот период фашисты уже вторглись на Северный Кавказ. В свободное от дежурства время Патимат помогала эвакуировать с поля боя раненых солдат и оказывать им первую помощь.
НАША ПОЛИНА
В 1944 году вместе с военной почтой на адрес Комиссии по истории Отечественной войны в республику пришел солдатский треугольник. Это письмо было о Патимат Микаиловой, которая находилась в действующей армии.
«Я узнал, – пишет в письме капитан Кривенко, – что вы собираете материал об участии дагестанского народа в Великой Отечественной войне и хочу рассказать Вам о героических поступках преданной дочери Родины Патимат Микаиловой.
Два года строили немцы укрепление на реке Миус, что находится в Ворошиловградской области Украины вдоль правой стороны реки.
Оттуда, как на ладони, просматривалась местность, расположенная вокруг. А также с любой точки вражеской стороны на расстоянии 4-8 километров видны были позиции наших войск. Поэтому фашисты всю границу превратили в поле противотанковых мин, в сеть колючих железных проводов, в окопы и расщелины. Мы старались как можно ближе подобраться к врагу, но, чтобы потери были меньше, собрались возле одного обрыва. У нас не было возможности даже двигаться – все останавливалось, когда доходили до места, где появлялась синева.
Мы знали, что за этой границей находится советская кочегарка – Донбасс и что там в плену фашистов находятся наши соотечественники. И вдруг мы услышали приказ о наступлении. Каждый из нас понимал, что от важной стратегической линии фронта мы должны отбросить врага назад. С воздуха бомбили штурмовики, с земли пушками обстреливались передовые позиции немцев. Наши атаковали основательно укрепленный пункт врага – Вареновку, который перекрывал город Таганрог. В окопе стояла наша телефонная станция. Враг с земли и с Азовского моря пушками обстреливал местность, где она располагалась. В окопе вместе с другими телефонистами работала Патимат Микаилова. Мы ее называли наша Полина.
И вдруг связь прервалась. Где-то оторвались телефонные провода. Успешно воевать без связи невозможно. И вот капитан Завьялкин, связисты Алымов, Ткач и Микаилова под беспрерывным огнем вражеских пуль отправились восстанавливать связь. Пули сразили двоих. Завьялкин не двигался и едва дышал, рядом с железной проволокой в застывшей руке лежал Алымов. Ткач и Микаилова восстановили связь. Снова по телефонному проводу полетели приказы, сообщения, снова командир руководил военными частями.
Перед телефонным аппаратом стоит обеспокоенная Полина. Долг перед Родиной заставил ее под огнем вражеских пуль соединить телефонный провод и вновь выйти на связь.
Ранний рассвет. В долине реки Берды низко стелились тучи. Войска несут знамена победы. Враг находится на правом высоком зигзагообразном склоне. Отступая, он уничтожил все. Огнем охвачен город Бердянск (Осипенко) Запорожской области. Горячий дым уходит в облака. Под непрерывным огнем саперы строят мост, расчищают от мин берег реки. Через нее на связанных бревнах на противоположную сторону посылают противотанковую артиллерию. Стоял густой туман. Вдруг он начал рассеиваться. Враг увидел саперов и открыл минометный огонь. Несколько человек были ранены.
К берегу реки едет радиомашина. В ней Микаилова. Необходимо было во что бы то ни стало установить связь со штабом. Машину остановили. Связь наладили, но взрыв мины повредил мотор, разбил радиобудку. Тем не менее Микаилова работу не прекращает. Разговор со штабом завершен. Саперы откатили радиомашину с берега реки. С ними была и наша Полина.
Враг отступал к городу Мелитополь. Утро. В воздухе гул моторов. Летят самолеты «Юнкерс-88». Крик, шум, пальба. Все прижались к земле. В радиобудке перед аппаратом стоят Полина и связист Федулов. Они на посту. Снова гром выстрелов. Отлетела крыша дома, вышел из строя мотор радиомашины. Но Полина и Федулов от аппарата не отходят. Они продолжали работать.
Фашисты начали стрелять по командному пункту. Мина упала прямо перед телефонной станцией. Ее осколки ранили Федулова. Полина одна управляет станцией. Она обеспечивает связь для командира и жизнь для всех воинских частей, сообщая о том, что наши одержали победу, успевает передавать и другие сообщения: “Есть раненые, ждут медицинской помощи”.
Медсестра Надя Кострикова, бесстрашная, как Полина, под минометным огнем добирается до землянки и перевязывает рану связисту. Вместо него перед аппаратом на дежурство заступает другой связист. Вместе с ним дежурит Полина. До конца смены ей осталось еще пять часов. Для нее это не подвиг, а ежедневный труд».
«Матери-аварке, родившей нашу Полину, – слава». Этими словами заканчивает Кривенко свое письмо.
НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ
О смелости и отваге дочери этой аварки можно рассказать еще и еще. Таких событий, о которых капитан писал в своем письме, в ее военной жизни было много.
В трудных условиях, выполняя опасную работу связиста наравне с мужчинами, Патимат Микаилова прошла трудный и опасный путь от Северного Кавказа до Восточной Пруссии. Не раз смотрела смерти в лицо. Но мужественная горянка ни разу не дрогнула. Она верно служила Родине. Принимала участие в освобождении Украины, Белоруссии, Чехословакии, Польши и других мест.
В одном бою от взрыва бомбы Патимат Микаилову контузило, и она потеряла сознание. Очнулась уже в Ростовском госпитале, где пролежала больше месяца. Но там Патимат больше думала о своих боевых товарищах, часто вспоминала свой радиоаппарат, мечтала о возвращении в свою часть. Однажды вечером без разрешения врачей, не дождавшись окончания срока лечения, Патимат покинула госпиталь. А через несколько дней была в своей части и сразу приступила к службе.
Из всей военной жизни самым незабываемым для Патимат Микаиловой осталось 25 января 1944 года. В этот день ее приняли в ряды коммунистической партии. За военные подвиги Микаилова награждена девятью правительственными наградами. Среди них – орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
В 1944 году по болезни ее демобилизовали, и после войны она работала в отделе почтовой связи села Ботлих. Потом Патимат Микаилова окончила высшие партийные курсы. После работала старшим инспектором отдела кадров промысловых коопераций республики, председателем Дагпромстрахкассы, старшим инструктором жилищно-коммунального отдела Дагоблсовпрофа, председателем обкома профсоюза работников государственной торговли и потребкооперации. К любой работе Патимат Микаилова относилась серьезно и ответственно. Много почетных грамот заслужила она за хорошую работу.
По достижении возраста Патимат Микаиловой была назначена пенсия республиканского значения, но, человек беспокойного сердца, она не смогла сидеть дома сложа руки. В последние годы свой жизни Патимат Микаилова выполняла работу председателя профкомитета Махачкалинского горплодовощторга. Выполняла, как на войне, ответственно, проворно и с присущей ей энергией. Она вырастила двух сыновей и 21 декабря 1985 года ее не стало.
Ниматула НУРМАГОМЕДОВ