Форум соотечественников, прошедший в Дагестане 14-15 сентября, не привлек широкого внимания СМИ, хотя там можно было встретить довольно интересных людей. Известный дагестанцам выходец из Сирии, более 25 лет живущий в Махачкале, Шафи Акушали познакомил нас со своим земляком и родственником, приехавшим на форум.
Абдалла Акушали рассказал «МИ» об обстановке в Сирии, о дагестанской диаспоре и поделился своим видением будущего страны.
Форум соотечественников прошел под эгидой Министерства по национальной политике РД в рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и стратегии Государственной национальной политики. В мероприятии приняли участие около 50 делегатов из Азербайджана, Белоруссии, Ирака, Германии, Сирии, Казахстана, Украины, Эстонии, Франции, Иордании, Израиля и Турции.
Кроме представителей дальнего зарубежья, в Дагестан приехали выходцы из республики, проживающие в 28 регионах России.
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ
Абдалла Акушали, как можно понять, судя по его фамилии – выходец из Акушинского района, даргинец по национальности. Он занимается политикой, является членом Партии арабского социалистического возрождения – БААС. Проживает в городе Хомс.
Его предки переехали из Дагестана в Сирию в конце 70-х годов XIX века. По какой причине это произошло, Абдалла не знает.
– Сколько выходцев из Дагестана проживают в Сирии? Есть ли у них какое-нибудь землячество?
– Есть общество, объединяющее выходцев с Северного Кавказа – адыгов, черкесов, дагестанцев, чеченцев и других. Их в Сирии около 100 тысяч человек. Они помнят о своих корнях. Форум соотечественников и был задуман для укрепления отношений дагестанской диаспоры за рубежом со своей исторической родиной.
(Шафи Акушали добавляет, что, по его данным, дагестанцев в Сирии около 9 тысяч человек. Назвать точную цифру не представляется возможным, так как согласно конституции Сирии, гражданами страны могут быть только сирийцы-арабы, поэтому всех записывают как сирийцев-арабов.
– Прим. «МИ»).
– Много выходцев с Северного Кавказа, в том числе дагестанцев, воюют в Сирии против правительственных войск. Как к этому относятся дагестанцы, давно проживающие в стране?
– Дагестанская диаспора осуждает их действия. Сирийские дагестанцы, как и другие представители северокавказских народов, считают их террористами, купленными западными спецслужбами. Часть людей приехали, обманутые призывом воевать за «чистый ислам». Но основная часть – это те, кто воюет за деньги.
– В Сирию приехали и дагестанцы, находящиеся по «другую сторону баррикад». По нашим сведениям, они есть в российской военной полиции.
– Да, я встречал двоих дагестанцев – даргинца и аварца в Хомсе. Сирийский народ благодарен российской военной полиции за поддержку. Они оказывают большую помощь, помогают жителям и обеспечивают стабильность и безопасность в населенных пунктах.
ВОЙНА И МИР
– Расскажите о нынешней ситуации в стране. Как местное население относится к присутствию российских войск?
– Сейчас ситуация намного лучше, чем год-два назад. Правительственные войска при поддержке российских военных на стадии окончательного уничтожения террористов. Осталось освободить менее 10 процентов территории на севере страны. К примеру, из Хомса, откуда я родом, и где шли кровопролитные бои, выгнали всех боевиков. Но мой дом, как и сотни других, разрушен, похищены все вещи, в том числе реликвии, связывающие меня с Дагестаном. Пока отремонтирую дом, живу у родственников.
Разговоры о российских «оккупантах» поднимают те люди, которым не нравится, что Россия и Сирия успешно борются против терроризма. Большинство сирийского народа поддерживает присутствие российских войск и ценит их вклад в освобождение страны от международных террористов.
– Гуманитарная обстановка в освобожденных городах остается напряженной. Как сирийские власти решают эту ситуацию?
– Власти делают все возможное для обеспечения медицинской и продовольственной безопасности. Когда говорят, что правительство не может справиться с ситуацией, это неправда.
Любое государство, которое несколько лет переживает состояние войны, конечно, нуждается в помощи. Но нам нужна только гуманитарная помощь людям, как это делает Россия. А не когда под видом гуманитарной поддержки пытаются финансировать бандформирования.
– Ранее США, некоторые западные государства, страны Персидского залива и Израиль заявляли о том, что вопрос урегулирования ситуации в Сирии будет обсуждаться только после ухода Асада с поста президента, и возможном последующем разделении страны…
– Вопрос о разделении Сирии снят с повестки дня. Башар Асад останется президентом, так как имеет мощную общественную поддержку. Хочу отметить, что никакого противостояния между национальностями и религиозными течениями в Сирии сейчас нет. Сунниты, шииты, христиане и другие – это единый сирийский народ. Запад говорит о якобы имеющихся разногласиях, но это лишь один из способов антирекламы против Сирии.
– В чем, по Вашему мнению, основная причина вмешательства иностранных государств в сирийский конфликт?
– В той или иной мере в конфликте участвуют десятки стран, желающих разделения Сирии. Их основная цель – взять под контроль природные богатства и транспортные коридоры. По данным экспертов, по неразведанным запасам нефти Сирия немногим уступает странам Персидского залива.
(Как пишет немецкое издание NEOPresse со ссылкой на директора Центра стратегических исследований в Дамаске Фауси Шуажби, под конец 2012 года в Сирии были найдены залежи нефти объемом предположительно 37 миллиардов тонн. Данные объемы нефти таковы, что могут сравниться с ее текущей добычей в Кувейте. В Сирии также обнаружены крупные, еще не разработанные запасы природного газа.
Как подчеркнул Шуажби, именно по этой причине возникла необъявленная война против Сирии за нефть, природный газ и трубопроводы. – Прим. «МИ»).
Сирийцы не одиноки в борьбе с терроризмом. Кроме России, нас поддерживают Иран и почти все арабские народы, за исключением их правительств. Китай использовал в ООН право вето в интересах Сирии два раза. Большинство стран БРИКС также выступают в поддержку Сирии. (БРИКС (BRICS) – экономический и торговый блок из пяти стран, созданный, как говорят его организаторы, в качестве альтернативы Европейскому союзу и другим объединениям. В него входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика.– Прим. «МИ»).
ЯЗЫК ДО СИРИИ ДОВЕДЕТ
– В Дагестане нынешнее поколение молодежи плохо владеет или совсем не знает родной язык. Как с этим обстоят дела у представителей дагестанской диаспоры?
– Мои наблюдения показывают, что в Дагестане через 10-20 лет молодое поколение практически не будет говорить на родных языках из-за сильного влияния русского языка. В Сирии подобную роль сыграл арабский язык. Последнее поколение диаспоры фактически не владеет дагестанскими языками. До того времени, как пошел в школу, я свободно говорил по-даргински. Причем язык сохранился в том виде, в каком на нем говорили мои предки в XIX веке. Сейчас, конечно, не так хорошо владею. Отмечу, что большой интерес у этнических дагестанцев к своей исторической родине есть…
Как писали «МИ», в России разработают единые рекомендации по изучению государственного и родных языков для всех регионов страны. Об этом заместитель руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов рассказал на Съезде финно-угорских народов России в Сыктывкаре 27 сентября.
Магомедов заверил, что в ближайшее время Минобрнауки РФ по поручению Владимира Путина разработает единые рекомендации по изучению государственного и родных языков, которые будут устраивать все регионы.
ДРУЖБУ НЕ КУПИШЬ
Корреспондент «МИ» рассказал Абдалле Акушали о своих впечатлениях от поездки в Алеппо в середине 90-х годов.
Тогда это был процветающий город, с шумными торговыми рядами, уютными кафе и ресторанами, приветливыми и улыбающимися жителями.
Поэтому логически последний вопрос прозвучал так: – Когда в Сирии закончится война и страна вернется к мирной жизни?
– Думаю, к концу года правительственные войска возьмут под контроль территорию страны. После этого начнем налаживать мирную жизнь.
Настоящая Сирия – это та страна, о которой вы мне сейчас рассказали, а не то, о чем говорят недоброжелатели.
Отношения между Россией и Сирией очень хорошие, и надо стремиться их укреплять в культурных, образовательных, гуманитарных, научных сферах.
Я благодарю Путина и Асада – правителей двух героических народов, которые совместно борются с терроризмом. Иншалла, дружба между Россией и Сирией будет жить вечно!
Тимур Алиев