Недавно министр природных ресурсов и экологии РД Набиюла Карачаев сделал упреждающее заявление о том, что с этого года Дагестан перейдет на новый комплексный уровень управления отходами и вторичными материальными ресурсами.
Однако радостного возгласа со стороны широкой общественности за этим не последовало: в республике, уставшей от несанкционированных свалок (в недалекие времена их насчитывалось порядка 2,5 тысячи), прекрасно осознают, что светлое будущее придется подождать.
Надо сказать, что в Дагестане стало уже почти традицией ежегодно объявлять о строительстве нового мусоросортировочного завода с применением новейших технологий и обязательно с участием богатых иностранных инвесторов. Информации сопровождаются красивыми заверениями с обеих сторон о долгосрочных перспективах сотрудничества, и… на этом нить прерывается. Инвесторы уезжают, оставив недоумевающих дагестанцев продолжать мечтать дальше.
ОТ 17 ДО 60 МЛН ЕВРО
Проблема вывоза сортировки и утилизации мусора в Махачкале нарастает серьезными темпами, поспеть за которыми не в состоянии ни современные машины, рейсово посещающие наиболее злачные места в столице, ни сотни рабочих рук, бесконечно выгребающих бытовые отходы, небрежно оставленные беспечными горожанами.
Перспективы строительства мусороперерабатывающего завода уходят своими корнями в недалекое прошлое, когда в 2011 году Махачкала обзавелась мини-предприятием с мощностью переработки до 500 тонн. Простояв пару лет и успев лишь укрепиться в общенародной памяти, завод благополучно прекратил свое существование так же, как и компания «Чистый город». В последующем в Махачкале на мусорный фронт выходили и другие фирмы со звучными названиями вроде «Каспий-Инвест» и «Эко-М», но, отработав свое, исчезли, оставив следующей фирме – «Новый город» неистребимое мусорное наследство.
За недолгий, но чрезвычайно насыщенный событиями период истории «воздушного» строительства мусоросортировочных заводов с 2011 по 2017 год в информационном пространстве города неоднократно обнародовались заявления иностранцев, желавших иметь в Дагестане свой большой бизнес. Причем назывались конкретные фирмы и достаточно недвусмысленные цифры в валюте, подтверждающие всю серьезность намерений. (Правда, было не совсем понятно, как они планируют окупать свои вложения.) В хронологическом порядке такие наезды совершались раз в год-полтора.
В 2011 году Правительство РД заявило о желании чешских инвесторов – представителей компании DITHERM – построить в Дагестане порядка 7 мусороперерабатывающих заводов. Стоимость проекта составляла 17 млн евро. В ноябре 2014 года зарубежные инвесторы, стремившиеся построить мусоросортировочный завод, побывали на приеме у мэра Махачкалы.
В 2015 году Дагестан посетили итальянские предприниматели – компания Mediterranean Development, грозившиеся вложить в строительство завода полного цикла порядка 60 млн евро. В том же году проблему собирались решить кластерным подходом в лице ОАО «СоюзЭко», построив в Кумторкалинском районе огромное предприятие по переработке до 1,4 млн тонн отходов в год. В 2016 году с легкой руки иностранной фирмы компании – инициатора проекта Concord Capital в Махачкале планировалось построить пять заводов. И 2017-й не стал исключением: ожидалось, что в первой половине текущего года на каспийской свалке инвесторы из Осетии и Карачаево-Черкесии создадут все предпосылки для улучшения санитарной обстановки в Дагестане …
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВМЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО
Решением мусорной проблемы теперь обещают заняться всерьез: законодатели подошли к наболевшему вопросу во всеоружии, прописав в ФЗ от 29.12.2014 №458 кто, когда и каким образом должен бороться с массой отходов. И если раньше это была прерогатива органов местного самоуправления, которые ввиду разных моментов – финансовых или организационных, эту работу полностью не наладили, сейчас уполномоченному органу, а это Минприроды РД, предстоит заново выстраивать данную систему.
Со слов начальника Управления охраны окружающей среды Минприроды РД Мурада Темирова, все необходимые процедуры прописаны в нормативных актах: «Полный цикл работы переходит в ведение региональных операторов, которых отбирает Уполномоченный орган. Региональный оператор в соответствии с законом является юридическим лицом, зарегистрированным в РФ, он осуществляет организацию по сбору, транспортировке, утилизации, захоронению отходов. Свою деятельность оператор осуществляет в рамках своих и привлеченных средств либо за счет коммунальных платежей. Региональная казна его не финансирует. Предусмотрено финансирование в рамках федерального бюджета, но при определенных условиях: если региональный оператор создаст необходимую инфраструктуру. По крайней мере, на сегодняшний день механизм еще не отрегулирован».
Чтобы облегчить работу новым игрокам, было решено поделить Дагестан на 6 зон, по полмиллиона человек на каждого регоператора. В начале августа были объявлены конкурсы на выборы обслуживающей компании по Горной и Южной зонам. По Горной зоне конкурс не состоялся, по Южной – шел порядка полутора месяцев. Отобрали московскую компанию. В настоящее время объявлены конкурсы еще на две зоны. Собеседник уточнил, что отборочные мероприятия проводятся прозрачно, вся документация размещается на официальном сайте Минприроды РФ.
– Региональный оператор должен создать мусорообрабатывающее предприятие. В законе написано «обработка», а по факту это сортировка мусора. Бумага, пластик, металл должны пойти на переработку. На вторичные материальные ресурсы – есть спрос, периодически он идет на спад, иногда поднимается. Предпринимателям выгодно создавать такие заводы. В ряде других субъектов есть организации, занимающиеся переработкой бумаги, превращая их в картон, коробки, – комментирует Темиров.
Когда в Махачкалу придет новый региональный оператор, доподлинно неизвестно, но сегодня столицу обслуживает фирма «Новый город», деятельность которой пока всех устраивает. В прокуратуре Махачкалы подтвердили, что такого положения, как раньше («вы же в курсе, что раньше творилось в городе?»), сейчас нет. «Жалоб нет, поэтому меры реагирования мы не принимаем», – сообщил представитель махачкалинской прокуратуры Гамлет Джамалутдинов.
В Минприроды РД уточняют, что «Новый город» – это оператор по обращению с отходами, приход регионального оператора не означает ликвидацию фирмы по вывозу мусора. Этот вид деятельности она может осуществлять, но с учетом договорных отношений. Если региональный оператор сочтет необходимым заключить договор с «Новым городом», то в его рамках они продолжат работу. Но по тарифу, который защитил регоператор.
Сегодня говорить о том, что будет, когда региональный оператор заработает в полную мощь, пока рано – потому что переход к этой форме работы практикуется в России впервые, в ряде регионов начали только с 1 июля. Но собеседник «МИ» в республиканском ведомстве уверен, что работа с полигонами, переработкой и сортировкой наладится.
ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ
Работу местного предприятия по вывозу мусора контролируют представители районных администраций. Замначальника отдела ЖКХ администрации Кировского района Каримулла Магомедов сообщил, что на сегодняшний день «с нами у “Нового города” контракта нет. Они заключают договор с жильцами и, таким образом, вывозят мусор. Это частная фирма. Мы контролируем их работу: каждое утро в 7.00 в 7.30 специалист посещает свой участок и проверяет, как убрано. Если неудовлетворительно, напрямую связываемся с начальником участка, говорим, где поработали не должным образом».
Представители «Нового города» о новой системе не наслышаны, что там будет происходить, они не знают: «А насколько это будет эффективно? Зависит от того, кто выиграет, и насколько добросовестно он этим займется. На нас это пока никак не отразится, потому что мы занимаемся вывозом по определенному тарифу, который не мы установили». Сам же «Новый город» в конкурсе на регионального оператора участвовать не собирается, вложения требуются для этого немаленькие, но от роли субподрядчиков – не отказываются.
Узнать, в каком направлении вывозится мусор и что с ним происходит дальше, оказалось затруднительно. Ссылаясь на разные причины, косвенно не имеющие отношения к теме, собеседники «МИ» уходили от прямого ответа, внушая мысль о дурно пахнущей конспирации.
На момент публикации материала в федеральных СМИ прошла информация о том, что мусорной свалкой вблизи взлетно-посадочной полосы Махачкалы заинтересовалась Генпрокуратура РФ после того, как в надзорный орган обратились представители Общероссийского народного фронта в рамках проекта «Генеральная уборка». По данным ОНФ, такое соседство не только эстетически неоправданно, но может создать угрозу безопасности пассажиров и здоровью населению.
О свалке на приаэродромной территории региональный исполком ОНФ в РД не проинформирован: на дагестанской интерактивной карте это место не отмечено. Со слов главы регионального исполкома ОНФ в РД Джамалудина Шигабудинова, в рамках проекта «Генеральная уборка/Интерактивная карта свалок» ОНФ оперативно реагирует на обращения местного населения. Таких в ОНФ поступило порядка 86, из них 24 уже устранены. «В нашей республике размещение и утилизация мусора – большая проблема, по деньгам в том числе. Наша задача не только ликвидировать свалки, а создать прецедент, чтоб они не образовывались. Если они уже появились, то будьте добры убрать. Мы мобилизуем муниципалитеты, обращаем внимание надзорных органов и граждан. У каждой земли есть свой хозяин: есть муниципальные территории, есть земли сельхозназначения, водоемы, охраняемые зоны. Мы выясняем статус земель – если сельхозземли, то обращаемся в Россельхознадзор, если муниципальные – в Роспотребнадзор, в природоохранную прокуратуру. Мешает свалка в аэропорту или нет, на это должно быть мнение экспертов и юристов, а наша позиция такова – граждане отмечают на интерактивной карте, где это находится, а мы добиваемся их устранения».
Несмотря на то, что сама по себе мусорная тема вызывает у большинства обывателей чувство брезгливости – это, пожалуй, одна из немногих экономических отраслей, где работа идет непрерывно, гарантируя своим владельцам нескончаемую прибыль и постоянное трудоустройство. Что изменится с введением новой системы комплексного подхода по утилизации мусора, будет видно потом, но уже сегодня, заговаривая о тарифах, представители уполномоченного органа дают знать: за качественный уровень придется платить по другой новой планке.
Лариса ДИБИРОВА