Акыка – это жертвоприношение, проводимое после рождения ребенка. Так же, как и курбан, оно является очень желательным и становится обязательным, если дать обет на его совершение. Мудростью его является выражение радости и благодарности Всевышнему Аллаху по причине увеличения своего потомства. Доводом на желательность этого в шариате является хадис Посланника Аллаха (с.а.с.), который привел имам Бухари. «Сын является залогом за свой акыкат, акыка режут за него на седьмой день, нарекают его именем и бреют ему голову». Смысл того, что он является залогом, в том, что этот ребенок не бывает полноценным, как другие. Передается от имама Ахмада, что смысл этого в том, что у ребенка не будет права заступаться за своих родителей в день Суда. Является сунной для опекуна, будь то отец или дедушка, совершить акыка за сына двумя баранами, а за дочку – одним. Сунна считается выполненной, если зарезать одного барана за мальчика, но зарезать двух баранов предпочтительнее. Опекуну желательно совершить акыка за ребенка из своего имущества. Ему запрещено резать акыка из имущества ребенка, за которого она совершается. Если он все же заколет животное из имущества ребенка, то будет обязан возместить ребенку затраты на это. Время совершения акыки наступает с момента полного отделения ребенка от тела матери, но желательно совершить ее на седьмой день. Если нет возможности зарезать в этот день, то желательно зарезать хотя бы через сорок дней после рождения. Если и в это время не было возможности, то предпочтительнее сделать это, пока не завершилось грудное вскармливание. Если и тогда не было возможности, то желательно совершить акыка до возраста, когда ребенок различает плохое и хорошее (примерно в 7 лет). Если такой возможности не было, то можно совершить до его совершеннолетия. После совершеннолетия отец не режет акыка за ребенка, так как с совершеннолетием проходит время совершения этой сунны. После совершеннолетия ребенку, узнавшему, что за него не совершали акыка, является сунной совершить ее за себя. С отца или дедушки требуется выполнение сунната акыки, если у них есть возможность. Все решения относительно животного, которое режут для акыка, такие же, как для животных, которых закалывают на курбан. Например: решения, связанные с возрастом животного; предпочтения одного животного над другим; запрета продавать какую-либо его часть; сколько из него можно кушать, меры раздачи мяса в качестве милостыни; решения животного, которое определили для курбана или сделали обет и прочее. Но есть некоторые различия: мясо животного, зарезанного на курбан, желательно раздавать сырым, а мясо животного, зарезанного для акыки, желательно раздавать вареным. Желательно совершить акыка утром после восхода солнца. Нежелательно обмазывать голову ребенка кровью жертвенного животного.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Если за ребенка планируется совершение акыка, то предпочтительнее всего провести обряд имянаречения на седьмой день прямо перед совершением акыка. А если нет намерения резать акыка за него, то желательно дать имя в день его рождения. Если ребенок умер до наступления седьмого дня, то за него также желательно совершить акыка и наречь именем на седьмой день. Является сунной во время имянаречения прочитать ребенку в правое ухо азан, затем суру «Ляйлятуль кадр» и суру «Ихляс» и после этого произнести следующие слова: «Инни у’изугьа бика ва зурриййатаха мина щайтани рражим» Затем в это же ухо произнести имя, а в левое ухо — икамат. Является сунной делать все это, повернувшись в сторону Киблы. Пророк (с.а.с.) сказал, что если прочитать в правое ухо азан, а в левое икамат, то ребенок будет защищен от шайтана (Уммусибьян).
После этого желательно, будь это девочка или мальчик, провести по полости рта мякотью разжеванного финика или другой сладостью. При проведении следует раскрыть рот ребенка, чтоб эта сладость попала в желудок. Также желательно на седьмой день побрить голову ребенка и раздать в виде милостыни золото, равное весу волос ребенка. Порядок совершения желательных действий на седьмой день таков: с утра совершить акыка, затем дать имя, а потом побрить голову ребенку.
Ахмад Исаев, преподаватель Дагестанского исламского университета