Итоги руководства Рамазаном Абдулатиповым республикой еще предстоит проанализировать политикам и экспертам. «МИ» предлагает небольшой обзор развития экономики Дагестана за последние три с половиной года.
Рамазан Абдулатипов в январе 2013 года был назначен временно исполняющим обязанности Главы Дагестана, официально вступил в должность 8 сентября 2013 года. 27 сентября 2017 года он написал заявление об уходе с поста по собственному желанию. 3 октября Президент России Владимир Путин принял отставку Абдулатипова и назначил руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Владимира Васильева временно исполняющим обязанности Главы Республики Дагестан.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Приведем некоторые статистические показатели развития Дагестана за время пребывания Абдулатипова у власти.
С момента официального вступления в должность в сентябре 2013 года население республики, согласно данным Дагестанстата, увеличилось с 2,95 миллиона в 2013 году до 3 миллионов на 1 января 2017 года. Рождаемость уменьшилась с 19,1 на одну тысячу населения по итогам 2012 года до 17,5 за 2016 год.
Уровень безработицы уменьшился с 11,7% в 2012 году до 10,9% на конец 2016 года. Среднемесячная зарплата увеличилась с 13,7 тысячи рублей в 2012 году до 21 258 рублей в первом полугодии 2017 года.
Валовый региональный продукт республики вырос с 374,7 миллиарда рублей в 2012 году до прогнозируемых 761 миллиарда в 2017 году.
По мнению экономиста Маира Пашаева, резкое увеличение зарплат госчиновников и сотрудников правоохранительных органов, которое произошло в последние годы, в результате «вытянуло» среднюю зарплату дагестанцев вверх.
Рост валового регионального продукта (ВРП) «МИ» прокомментировал главный экономист московского фонда «Реальная политика» Халил Халилов.
«Озвученные данные по ВРП указаны в текущих ценах, значит, в динамические показатели заложена инфляция. Поэтому, если физический объем не будет уменьшаться, то все равно объем ВРП в текущих ценах будет расти. И цены в разных отраслях росли с разными индексами дефлятора
(Дефлятор – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. – Прим. «МИ»).
Впервые за постсоветские годы индекс физического объема ВРП Дагестана ушел в минус. Статистических данных по ВРП за 2016 год еще нет, оценочно он составил 688 миллиардов рублей. Тем не менее в федеральном центре могли сказать и наверняка сказали, что допущено снижение темпов роста ВРП с 6,3% в 2013 году до 3% оценочно в 2016 году. В нынешней России нужны регионы, где темпы роста будут не ниже 4%, потому как политическое руководство дало установку на развитие страны темпами выше мировой экономики», – говорит Халилов.
С МИРУ ПО НИТКЕ
На многочисленных форумах и совещаниях Абдулатипов напоминал главам муниципальных образований, депутатам и чиновникам о необходимости повышения сбора налогов. Но кардинальных достижений на этом поприще добиться не удалось.
4 октября 2017 года под руководством первого зампредседателя Правительства РД Рамазана Алиева прошло заседание межведомственной комиссии по обеспечению полноты поступления в консолидированный бюджет республики налоговых и неналоговых доходов. Здесь вице-премьер констатировал факт: ситуация по сбору налогов за последние годы не претерпела значительных изменений.
«По информации, представленной УФНС России по РД, предприятия республики, выполняющие государственный заказ, имеют низкую налоговую нагрузку относительно полученных доходов. В среднем по стране налоговая нагрузка составляет 10,9%, а в республике этот показатель составляет чуть более 2%. Это недопустимо», – сообщил Рамазан Алиев.
Отметим, что в 2016 году собираемость налогов в республике несколько повысилась. Согласно информации, опубликованной на сайте Федеральной налоговой службы РФ, Дагестану было начислено к уплате в 2016 году 29,3 миллиарда рублей, поступило платежей в консолидированный бюджет РФ 31,73 миллиарда.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Еще одна «головная боль» дагестанской экономики – долги, в которые республика влезла, чтобы залатать образовавшиеся бреши в бюджете. По информации Минфина РД, на первое января 2017 года размер государственного долга составлял 15,748 миллиарда рублей. Это – бюджетные кредиты в сумме 10,094 миллиарда рублей, кредиты коммерческих банков – 3,183 миллиарда рублей, обязательства по государственным гарантиям – 2,471 миллиарда рублей.
«Уже досрочно погашены коммерческие кредиты в сумме 3, 183 миллиарда рублей, в том числе за счет полученного в 2017 году бюджетного кредита по соглашению с Минфином России в размере 971,9 миллиона рублей.
Законом РД “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов” предусмотрено погашение бюджетных кредитов, полученных по трем соглашениям, заключенным с Минфином РФ на общую сумму 3, 689 миллиарда рублей. Уже погашен кредит в размере 1,338 миллиарда рублей. До конца 2017 года планируется досрочно погасить часть бюджетного кредита в размере 401,6 миллиона рублей в счет полученного в 2017 году бюджетного кредита по соглашению с Минфином России», – сообщили «МИ» в республиканском Минфине.
«Финансовые власти республики должны обеспечить выполнение закона о бюджете. Но нагрузка на экономику возрастает, так как в федеральном бюджете на 2018-2020 годы не предусмотрена выдача бюджетных кредитов, поэтому нужно обслуживать все эти обязательства за счет собственных источников», – считает Халилов.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Своими мыслями относительно экономической политики команды Абдулатипова на страницах портала EurAsiaDaily поделился заместитель главного редактора журнала «Эксперт Юг» Николай Проценко.
«Главный итог деятельности “крепких хозяйственников” из команды Абдулатипова — возрастание долгов за энергоресурсы до астрономического показателя. Только задолженность за газ выросла до 36 миллиардов рублей. Провальным оказалось инициированное Абдулатиповым создание новой сетевой компании. В области ТЭК (топливно-энергетический комплекс – Прим. «МИ») пустыми словами, не подкрепленными реальностью, оказались заявления о планах по добыче миллионов тонн нефти с каспийского шельфа, при этом из-за конфликта олигархов Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова почти прекратилась перевалка нефти через Махачкалинский порт, в результате его грузооборот упал до ничтожных объемов. Со скандалом развалились несколько крупных инвестпроектов, таких как “Дагагрокомплекс”, не произошло подвижек в решении земельных вопросов. На этом фоне несколько локальных успехов в экономике Дагестана выглядят не более чем исключением из общих правил», – пишет Проценко.
Халил Халилов считает самым главным минусом периода управления республикой Абдулатиповым то, что он не сумел предложить стратегию ее развития.
«Вместо этого появились непонятные приоритетные проекты с отсутствием конкретики и финансового обеспечения. Он так и не смог собрать команду управленцев – хозяйственников и профессионалов, на многих ответственных должностях министерств и ведомств появлялись совершенно случайные люди», – отмечает экономист.
Халилов назвал и положительные моменты, которые были достигнуты за последние четыре года.
«Это рост промышленности, строительство и ремонт автодорог в горах. Улучшение общественной безопасности как фактора, повышающего предпринимательскую активность в регионе. В сельском хозяйстве наблюдается рост производства некоторых сельхозкультур – риса, овощей в защищенном грунте», – рассказывает Халилов.
Среди положительных достижений можно отметить успешную работу дорожников. В «Дагестанавтодоре» рассказали «МИ», что если в 2013 году было построено и реконструировано 21 км автодорог, произведен капремонт 349 км дорог, то в 2016 году построено 164 км и 844 км отремонтировано. В 2017 году «Дагестанавтодор» начал реализовать в Махачкале президентский приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги».
«Перед нами была поставлена задача в течение трех лет войти в пятерку лучших автодоров страны, и мы это сделали!» – рассказал «МИ» руководитель Агентства по дорожному хозяйству РД Загид Хучбаров.
Своими наблюдениями об экономической политике Абдулатипова поделился с «МИ» обозреватель газеты «Новое дело» Андрей Меламедов.
«Запущенный при Абдулатипове Каспийский завод листового стекла на 99% был построен в период руководства республикой Магомедсалама Магомедова. При нем также был заложен и наполовину построен завод “Мараби”. По словам Абдулатипова, в 2016 году республика произвела около 60 тысяч тонн баранины. Средний вес барана около 20 кг. Чтобы произвести 60 тысяч тонн, надо забить около 3 миллионов голов, что больше половины республиканского стада. Понятно, что с цифрами что-то не так. Такая же ситуация и по винограду.
В результате Абдулатипов не смог создать команду специалистов, способных реально повлиять на экономическую политику. Бесконечные перетасовки в министерствах и ведомствах привели к тому, что рядом с ним сконцентрировалась команда дилетантов, основная работа которых заключалась в каждодневном восхвалении Абдулатипова. Самодостаточные специалисты вроде Шарипа Шарипова воспринимались как возможные конкуренты и моментально изгонялись», – рассказал «МИ» Меламедов.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Минэкономики РД опубликовало прогноз социально-экономического развития республики на 2018-2020 годы, где заложен рост основных социально-экономических показателей.
Документ составлен до отставки Абдулатипова, и наверняка с приходом новой команды некоторые цифры будут корректироваться с учетом реальных, а не желаемых показателей.
Тем более что в бюджете РД нет средств для социально незащищенных слоев населения. За последние три года сократилось финансирование практически по всем социальным программам.
В 2007 году по инициативе президента РД Муху Алиева вышло постановление Правительства РД о поддержке многодетных семей. 20 сентября 2017 года выходит постановление Правительства РД № 212, согласно которому получить выплаты с начала октября этого года смогут только семьи, признанные малоимущими.
С начала 2017 года Правительство РД отменило субсидии по оплате жилья и услуг ЖКХ для многодетных семей. Кроме этого, родители лишились льгот по оплате детского сада и детскому питанию на молочных кухнях.
Для того чтобы получать эти небольшие деньги, надо приобрести статус малоимущей семьи. В Дагестане это смогут сделать те, чей среднедушевой доход в семье не превышает величину прожиточного минимума в регионе – во втором квартале 2017 года эта сумма составляла 9 638 рублей.
Тимур АЛИЕВ