Магомед Курбаналиев: «Готов “газовать”, как прежде…»


За последний год в жизни чемпиона мира по вольной борьбе в весовой категории до 70 кг Магомеда Курбаналиева прошло много изменений – он впервые за несколько лет проиграл на чемпионате России, сыграл свадьбу и отправился в хадж. Что будет дальше? Об этом и многом другом Курбаналиев, находящийся в Иране на соревнованиях, рассказал в интервью «МИ».

 

«ДАЖЕ ПОПРАВИТЬСЯ ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО»

– Магомед, что-то ты пропал с поля зрения СМИ. Когда нам – журналистам, да и просто фанатам вольной борьбы стоит ждать твоего возвращения на большой ковер?

– Я не пропал. После чемпионата России поехал на сборы, потом сразу в хадж уехал. Те, кто был, знают, что после хаджа бывает очень сложно прийти в себя. Начал мало-помалу тренироваться и уже выступаю в иранской лиге. Одну схватку сделал и победил. Жду полуфинал и финал. В общем, нахожусь здесь и усиленно готовлюсь к предстоящим стартам.

– К слову о стартах. Твоим последним соревнованием в России был чемпионат России, в котором ты уступил в финале. Расскажешь нам о причинах?

– Да… До этого два или три года никому не проигрывал. Я просто недооценил соперника или переоценил себя, так и проиграл. Это у меня второй случай, когда я проигрываю из-за того, что излишне расслабился. Ну что? Раз проиграл, значит, так и должно быть. Я духом не упал, все поражения и победы от Всевышнего. Сейчас я начал от души работать и буду радовать своих болельщиков.

– После свадьбы, наверное, начал усиленно питаться? Как держишь себя в рамках весовой категории (70 кг)?

– У меня поправиться даже не получилось (смеется). Через четыре дня после свадьбы я уехал на сборы, приехал и сразу вылетел в хадж. Когда тут поправиться? Времени-то не было.

– Дзамболат Тедеев (главный тренер сборной России по вольной борьбе. – Прим. «МИ») как-то заявил, что свадьба тебя сильно расслабила. Согласен с ним?

Дзамболат Ильич
делал ставку на меня, но у меня не было настроя. Да и форма не та была, на мир ехал другой, а я сильно расслабился.

– Жена сильно волнуется, когда смотрит твои схватки? Или ей это не очень интересно?

– Она даже внимания не обращает (смеется). Дуа делает и все. Особого волнения и интереса с ее стороны не замечал.

 

«САМЫМ ЦЕННЫМ ПОДАРКОМ БЫЛ КОРАН»

– Пожалуй, самым большим успехом в твоей карьере можно считать победу на чемпионате мира в неолимпийских весовых категориях. Что чувствовал тогда?

– Как сказать. Я всю свою жизнь был рядом с этим титулом, но у меня никак не получалось. Я очень благодарен Дзамболату Ильичу, что забрал меня на мир, но… сильных чувств, прямо разрывающих душу, после победы не было. Они появились, когда я прилетел в родной Дагестан. Когда увидел родных – то, как они радовались, их глаза горели. После этого я понял цену победы. Считаю, что только ради улыбок родственников, болельщиков стоит бороться.

– А как тебя встретили в Дагестане? Может быть, поощрили материально? У нас в Дагестане ведь принято дарить машины и квартиры чемпионам…

– Всем селом меня встретили, чисто молодежь… Собрались в ресторане и праздновали. Но самым ценным подарком для меня был Коран. Я очень ему обрадовался, появилось желание прочитать его полностью. После Хаджа научился и вот понемногу читаю. Это, наверное, самый главный для меня подарок.

– Расскажи о лиге, в которой ты выступаешь. На какой позиции идет твой клуб? И вообще, ты поехал в Иран подзаработать или же набраться опыта?

– Наш клуб находится в группе B и сейчас лидирует. Пока на первом месте идем, дальше посмотрим. Честно говоря, в Иран приехал, и подзаработать и опыта набраться. Здесь очень хорошие призовые, заодно и в форму прежнюю вернусь.

– Насколько выгодно выступать в зарубежных лигах? Сколько, если не секрет, удается заработать за один сезон?

– По-разному, брат. Бывает, что много. Скоро в Индию поеду – там еще больше дают.

– Это не первый твой опыт выступления за рубежом. В начале текущего года ты уже принимал участие в индийской лиге. Если провести параллели, то где тебе было лучше и интереснее? Сравни отношение к себе в двух странах.

– В Иране очень профессионально подходят к спортсменам. Здесь все четко, налажено. Индия только начинает, но там очень интересно, там своя – необычная культура. Но мне больше в Иране понравилось.

 

«БУДТО ГРУЗ С ПЛЕЧ…»

– В этом году ты вдобавок ко всему отправился в Хадж. Расскажи о своих впечатлениях. Что тебе запомнилось?

– Запомнилось то, что я увидел могилу нашего Пророка Мухаммада (с.а.с). Увидел, где похоронен наш имам Шамиль. Впечатления словами описать не могу. Дай Аллах, чтобы все наши мусульмане поехали туда и почувствовали эти ощущения. Потом в Мекке, когда был, увидел Каабу. Всю жизнь молился в ее сторону и бах(!), это место прямо перед тобой. Очень рад был этой поездке – поехал и будто груз с плеч. Сейчас буду по полной работать и тренироваться.

– Пришлось ли тебе чем-то пожертвовать, чтобы поехать в хадж? Я задал этот вопрос к тому, что ты мог принять участие в чемпионате мира в Париже, если бы участвовал в перекидках.

– Я не был в должной форме, чтобы участвовать в перекидках. Главная моя цель не просто поехать, а поехать и выиграть. Так вот просто так ехать я не хотел. Главный тренер тоже заметил, что я не в форме, сказал, что я после свадьбы немного расслабился. Ну не знаю, в голове у меня был только Хадж.

– Но в хадж можно было поехать после Парижа…

– Да, можно было бы. Абдулрашид Садулаев, например, прилетел сразу после чемпионата. Просто опять же, я был не в форме.

– А схватку Садулаева смотрел? Как думаешь, почему он проиграл Снайдеру?

– Рашид не в форме был. Как бывает? После Олимпиады ему не давали нормально тренироваться, покоя не было, и сейчас тоже после этого много раз видел его – он был сильно уставший от всего. Понимаешь? Суета, туда-сюда. Это сказалось на его выступлении. Но он духом не упал, будет дальше работать. Сказал, что будем дальше газовать, и с ним вместе газовать буду я (смеется).

 

«БОЙКОТИРОВАЛИ МЫ, И ЧТО ДАЛЬШЕ?»

– Поговорим об Олимпиаде в Рио, на которую ты, к сожалению, уехал в качестве дублера. Это тебя сильно задело?

– Меня это нисколько не задело. Значит, так суждено было, чтобы я не поехал. Я был там, болел за наших… Хотелось бы, конечно, не просто поболеть, но на чемпионате России наши снялись. Что теперь делать.

– Как отреагировал отец?

– Отец был очень недоволен мной, так как я снялся с чемпионата России в Якутске. Всю жизнь он мечтал, чтобы я стал олимпийским чемпионом. Дяди, все родственники в меня верили, были рядом, поддерживали. Передо мной была Олимпиада, но сборная наша снялась, и у меня другого выбора не было. Самому было очень неприятно, когда увидел огорчение родственников. Но когда мир выиграл, они чуть в себя пришли (улыбается).

– К слову о бойкоте на чемпионате России в Якутске. До сих пор считаешь, что наша сборная поступила правильно?

– Мое мнение: с соревнований никогда нельзя сниматься. Такого шанса может больше не представиться. Ну… Бойкотировали мы, и что дальше? Надо было этот вопрос как-то по-другому решить. Но мы же одна команда, если бы сборная снялась, а я продолжил выступать, то, как бы это выглядело? Надо быть в первую очередь человеком и мужчиной.

– Расскажи о планах. Скоро ты должен вернуться в Россию. Что сделаешь в первую очередь?

– Приеду и сразу поеду к тренеру Шамилю Рашидову в Хасавюрт. Буду тренироваться по его программе и приму участие в каком-нибудь турнире для разогрева. Готовлюсь главным образом к ярыгинскому, но до него, возможно, попаду еще в индийскую лигу.

– Не за горами Олимпиада в Токио. Готов к жесткому отбору? Готов, как ты сказал когда-то «гасить» конкурентов?

– Я тебе скажу, брат. Мне нравится, когда конкуренция жесткая. При слабых соперниках расслабляюсь я сам. Конечно, я готов, всегда готов. Для этого я и тренировался всю жизнь.

– Вообще, публика, особенно дагестанская очень любит тебя. С чем, по-твоему, это связано?

– Да нет (смеется). Не замечал никогда такого.

– Ты просто со стороны не видел…

– Да, наверное. Очень благодарен нашим болельщикам. Дай Аллах им всем крепкого здоровья. Чтобы их дети также радовали их.

 

«ПРЕДПОЧИТАЮ КУШАТЬ И БОРОТЬСЯ»

– Насколько мне известно, в свой прежний вес 65 кг ты возвращаться уже не собираешься. Если перейдешь в олимпийский 74, не боишься, что соперники будут больше тебя?

– Да, я не сторонник гонять вес, не люблю это дело. Предпочитаю кушать и бороться. От этого я получаю наслаждение. Здесь, например, в Иране выступаю, есть допуск 4 кг. То есть более тяжелые спортсмены гоняют вес и попадают на 74 со мной. Нравится мне с большими бороться и их подкидывать (улыбается).

– Магомед, очень интересно, как ты начал заниматься вольной борьбой. Расскажешь?

– Последовал примеру старших братьев, а что еще делать в селе (Бежта, Цунтинский район). – Прим. «МИ»). Тогда все ходили на борьбу, телевизоров, компьютеров и телефонов еще не было. У нас семья спортивная, все спортом занимались. Гоняли они меня в детстве, честно говоря, очень ленивым был.

– Был ли у тебя кумир? Или хотя бы тот человек, чьи приемы ты использовал как свои – коронные?

– Всегда равнялся на своего дядю Гусейна Хайбулаева (пятикратный чемпион мира по самбо). – Прим. «МИ»). Он мне дал большую уверенность, всегда говорил, что я могу добиться многого. Потом я начал узнавать других спортсменов, помню, молодым был, когда мне руку пожал Курамагомед Курамагомедов, я тогда просто в облаках летал.

– Родители хотели, чтобы ты стал профессиональным борцом? Или у них были другие планы на тебя?

– На меня других планов не могло быть, так как в школе сильно лентяйничал. Многие люди забирали своих детей из спортзалов, а со мной наоборот – отец настаивал на том, чтобы я тренировался, но и с учебой напрягать не забывал. Мама всегда поддерживала меня, верила в мой успех. Когда нужно было ехать на соревнования, занимали деньги, чтобы оплатить дорогу. Дядя Ризван Курбаналиев (эксглава Администрации Бежтинского участка – Прим. «МИ») сильно помогал мне. Главной моей целью был не результат, я просто боялся подвести тех людей, которые отдали мне всю свою жизнь. Работал день и ночь.

У нас в Дагестане развиты два вида спорта – ММА и вольная борьба. Ты, насколько мне известно, близко общаешься с представителями дагестанского ММА. Не было ли у тебя мысли стать бойцом какого-нибудь промоушена? Или, может быть, в будущем допускаешь такое?

– Конечно, нет. Я даже когда смотрю на бойцов, у меня терпения не хватает. Они все время вес гоняют, я так не хочу (улыбается). Очень интересный вид спорта, но желания им заниматься нет.

– Увлекаешься еще какими-то видами спорта?

– Когда надоедает одно и тоже, занимаюсь джиу-джитсу и греко-римской борьбой.

 

«ЛУЧШЕ САЛАМ ДАТЬ И УЙТИ»

Магомед, хочу поинтересоваться твоим мнением. В последнее время участились случаи потасовок на борцовских соревнованиях. Как ты относишься к подобному? И как с этим можно бороться?

– Конечно, плохо. Спортсмены вышли бороться, ну бывает, что жестко попал, у меня тоже такое случалось, но я их всегда наказывал приемами, не ударами. Нельзя так, драться запрещено хотя бы потому, что это грех. Да и потом, если ты считаешь себя мужчиной – выходи и борись достойно. Проиграл? Тренируйся дальше, чтобы выиграть. Значит, в этот раз он оказался сильнее. Я скажу так – с этим бороться спокойно можно, просто по отношению к дракам на ковре нет жесткости. Если последовать примеру дзюдо – у них чуть что, сразу дисквалификация на два или три года, то эта проблема решится быстро.

А сам когда-нибудь принимал участие в потасовках? На улице или на ковре.

– Нет. Я не сторонник драк. Стараюсь не ссориться ни с кем. Лучше салам дать и уйти.

– И последний вопрос. У тебя уже есть семья, скоро, наверное, будут дети. О чем еще мечтаешь кроме олимпийского золота?

– Ни о чем. Главное – иметь много детей и вырастить их достойными людьми. Остальное будет. Все по воле Всевышнего. Главное, брат, не Олимпиада. Самое важное – быть человеком. Этому нас всегда учит наш главный тренер Сажид Сажидов.

 

Нурмагомед АСТАРХАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам