В Махачкале успешно завершили реализацию крупного федерального проекта
В Махачкале завершилась реализация федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Фактически за полгода в столице Дагестана удалось привести в порядок 68 улиц. Сегодня этот проект называют одним из самых успешных в республике, а махачкалинская агломерация входит в четверку лучших по стране по выполнению работ. Заместитель мэра Махачкалы Абусупьян Гасанов рассказал «МИ» об исполнении программы и о том, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе ее реализации.
БЕЗ ДТП И ЗАГРУЖЕННОСТИ УЛИЦ
– Если говорить о самой программе, это приоритетный проект РФ стратегического направления развития России. Со всей страны в эту программу в качестве участников попало 34 региона, в том и числе и Махачкала. На основании этой программы в 2016 году была разработана республиканская программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Разработали, утвердили в поставленные перед нами сроки. С 2017 года начали реализацию данного проекта под кураторством первого замминистра транспорта РФ Евгения Дитриха и теперь уже бывшего Главы РД Рамазана Абдулатипова. Функциональным заказчиком Правительство республики определило Агентство по дорожному хозяйству Дагестана, на конкурсной основе были определены 2 подрядчика. Цель данной программы – приведение автомобильных дорог махачкалинской агломерации в нормативно-транспортное эксплуатационное состояние. Второй показатель – снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Когда готовили эту программу, естественно, сотрудниками Управления ГИБДД по Республике Дагестан и нашим Управлением транспорта была проведена огромная работа с целью выявления особо опасных участков улично-дорожной сети и в том числе, мест концентрации ДТП. И при подборе улиц на 2017 год особое внимание было уделено как раз таки этому вопросу. Кроме этого, в подборку улиц вошли и те, где большая загруженность транспорта. Если говорить о финансировании данного проекта, то на 2017 год из республиканского бюджета было заложено 637,5 млн рублей и такая же сумма из федерального бюджета. На 2018 год у нас запланировано 765 млн рублей. Вообще вся эта программа рассчитана на период с 2017 по 2025 год. Общая ее стоимость – 1 млрд 380 миллионов рублей. Это действительно большие деньги для республики, – рассказывает Гасанов.
О ПРОБЛЕМАХ
По словам заместителя мэра, во время реализации проекта не обошлось и без проблем.
«Первая – большая интенсивность движения транспорта в Махачкале. Вторая – круглосуточно припаркованные автомобили.
Добавьте к этому еще и низкую культуру владельцев транспортных средств, которые не относились с пониманием к выполнению таких сложных работ и создавали серьезные помехи. Еще большая проблема – изношенные инженерные сети, коммуникации… Они в городе изношены более чем на 70%, постоянные аварии, утечки воды. Тем не менее мы во главе с мэром Мусой Асхабалиевичем выполнили программу и справились с поставленной перед нами задачей. Контрольная точка у нас была 28 октября, до 30 октября мы завершили работу. У нас еще есть 20 дней для устранения недостатков, которые в ходе ремонтных работ допустили подрядные организации. Отмечу, что Дагестан по всей Российской Федерации находится в четверке лучших регионов, реализовавших эту программу», – говорит он.
«НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА…»
Абусупьян Гасанов подчеркивает, что БКД – это не просто дороги. В саму программу также входит техническое оснащение улиц.
«Наша основная задача – сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Анализ показал, что наезды на пешеходов происходят как по вине водителей, так и по вине пешеходов, которые переходят в неустановленных местах. Поэтому пешеходные перильные ограждения должны быть установлены на всех участках, где имеются пешеходные переходы и перекрестки, чтобы не допускать пешеходов к переходу в неположенных местах. Программой также предусмотрена установка светофоров, уличного освещения, пешеходных переходов и т.д.
На сегодняшний день мы провели общественные слушания. У нас в планах отремонтировать еще 98 улиц. Сейчас наши сотрудники из администрации и коллеги из Агентства по дорожному хозяйству находятся в Москве на защите программы. Некоторые регионы не справились с реализацией проекта, поэтому Москва обещает за счет несправившихся регионов оказать нам дополнительное финансирование в пределах 20% от общей суммы – это около 300 миллионов рублей. Если это получится, то деньги будут пущены на реконструкцию еще 29 улиц, которые у нас пока находятся в резерве. В 2019 году администрацией города запланирована реконструкция самого главного проспекта – им. Имама Шамиля. На конкурсной основе нами будет определен подрядчик. Также хочу добавить, что на следующий год в программу БКД войдут и тротуары.
Хотелось бы от себя и от администрации города выразить огромную благодарность сотрудникам республиканского ГИБДД и нашего ГУВД. Они оказали нам огромную помощь – оперативно реагировали на звонки, если была необходимость перекрывать улицы – помогали. Особенно, когда устанавливали уличное освещение, владельцы торговых комплексов не хотели, чтобы перед их объектами мы устанавливали ограждение. Оперативно выезжали наряды полиции… Также хотелось бы обратиться к горожанам: относитесь с пониманием к происходящим работам, мы это делаем для нашего общего блага», – считает заместитель мэра Махачкалы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Отметим, что программа находилась на личном контроле у главы города Мусы Мусаева. В частности, он неоднократно выезжал с рейдами на реконструируемые улицы и лично контролировал весь процесс. Так, на одном из совещаний он заявил: «Заказчиком и автором этой программы является город. Мы являемся единственным субъектом СКФО, где она реализуется. По поручению Главы республики Рамазана Абдулатипова (ныне экс-Главы Дагестана. – Прим. «МИ») в течение трех лет эта работа велась мной еще в мою бытность министром строительства, архитектуры и ЖКХ. Я ни один документ о приемке не подпишу, если качество не будет соответствовать поставленной задаче», – подчеркнул мэр и добавил, что «качество дорог превыше всего».
Всего в рамках проекта было отремонтировано 59 километров внутригородских дорог. Последнюю улицу – С. Абубакарова (бывшая Чернышевского) 28 октября проинспектировали мэр города Муса Мусаев и врио председателя Правительства РД Абдусамад Гамидов.
«По срокам мы должны были завершить программу 30 октября. Работы практически завершены, все сделано в установленные сроки и качественно. В связи с этим хотелось бы поблагодарить и куратора проекта, и руководство города Махачкалы, и дорожников – всех людей, которые приняли в реализации этой программы хоть какое-то участие. Я не думаю, что в истории Махачкалы когда-то было такое, чтобы одновременно отремонтировали 68 улиц. Мы сейчас готовим эту программу и на следующий год, думаю, за счет этого сможем привести уличную сеть Махачкалы в порядок. Потому что дороги – это основные артерии, и со стороны населения много жалоб поступало насчет их состояния. Но, к сожалению, ни республиканский, ни городской бюджет не позволяли одновременно отремонтировать столько улиц. Поэтому эта программа очень нужная и важная», – сказал Абдусамад Гамидов, осматривая объект.
Отметим, что ранее, 18 октября, после реконструкции была официально открыта трасса «Махачкала – Аэропорт» с подъездом к Каспийску, которая также вошла в список БКД.
На открытии присутствовал министр транспорта РФ Максим Соколов в сопровождении врио Главы Дагестана Владимира Васильева, мэра Махачкалы Мусы Мусаева, врио директора Агентства по дорожному хозяйству Загида Хучбарова и мэра Каспийска Магомеда Абдулаева.
Осмотрев трассу, Максим Соколов остался доволен увиденным и опять же подчеркнул успешность программы в Дагестане.
«Я вижу, что действительно здесь используются новые технологии, соответствующие стандартам, применяемым в Российской Федерации, и международным стандартам. Об этом говорит также заключенный контракт с гарантийным 12-летним сроком, который соответствует российской и мировой практике. Также стоит отметить инновации, которые внедрили здесь в Дагестане, хотя на федеральных трассах мы их применяем уже несколько лет. Они касаются укладки асфальта с использованием перегружателей, подходов к приобретению инертных материалов, учета их кубовидности. Ну и внимательное отношение к внесению изменений в проектную документацию по ходу создания этого проекта, где ситуация требовала перехода от видов текущего ремонта к ремонту капитальному – это все говорит о том, что заказчики и генеральный подрядчик профессионально подошли к реализации данного объекта», – поделился своим мнением с журналистами Соколов.
Шуана МАГОМЕДОВА