7 ноября 2017 года ОАО «Завод им. Гаджиева» отметил 85-летний юбилей. На праздник прибыло много гостей со всей страны. Получены многочисленные поздравительные телеграммы.
Сегодня завод – крупнейший производитель и поставщик на российские и мировые рынки насосной продукции, общепромышленной и нефтегазовой арматуры, гибких металлических шлангов и многого другого.
Причем вся продукция высшего качества и соответствует мировым стандартам. О прошлом предприятия, его настоящем мы беседуем с генеральным директором завода Абдулвагабом Папалашовым, который возглавляет его с 1988 года.
ИМЯ МАГОМЕТА ГАДЖИЕВА
– День вчерашний плавно перешел в настоящее время. На какие ценности из прошлого опирается коллектив сегодня?
– Днем рождения завода считается 7 ноября 1932 года, но, по преданиям, на его нынешней территории и раньше были мастерские, на их базе, видимо, основано предприятие. Скажу больше: здесь, на тогдашней окраине Махачкалы, были еще и виноградники.
Вначале был построен литейный цех. 7 ноября 1932 года все рабочие, которые были здесь, отправились на праздничную демонстрацию, посвященную Великой Октябрьской социалистической революции, вернулись и выполнили первую плавку чугуна. Этот день признан датой основания завода.
Чугун отливали впервые на Северном Кавказе. Завод всегда считался флагманом дагестанской индустрии. За нами запустили «Дагдизель» в Каспийске, остальные предприятия построены попозже. Естественно, что кадры для них ковались у нас. За нами пошли «Дагэлектромаш», «Авиаагрегат», «Приборостроительный завод», «Металлист» и другие. К сожалению, многих предприятий уже нет на карте экономики Махачкалы.
Великое государство – Советский Союз – было развалено, предприятия, которые были связаны с другими регионами, не смогли функционировать дальше.
– Когда заводу присвоено имя Героя Советского Союза Магомета Гаджиева?
– Это событие произошло в 1942 году, нашему заводу присвоено имя Магомета Гаджиева, легендарного героя-подводника, капитана 2 ранга, который погиб в Баренцевом море, сражаясь с немецкими захватчиками. Он потопил 27 вражеских судов. Но немецкому командованию удалось установить местоположение подлодки героя. И авиационными бомбами с самолетов она была потоплена вместе с командой.
Завод работал, имел хорошие показатели, во время войны Госкомитетом обороны нам присуждалось переходящее Красное Знамя. Рабочие трудились, выпускали снаряды, корпусы мин. Все то, что участвовало в войне, за это и награждали.
440 заводчан ушло на фронт, вернулись немногие, среди них Герои Советского Союза Иван Михайлович Горбачев и Яков Магомедалиевич Сулейманов, которые продолжили работать на заводе.
Многие наши сотрудники были награждены орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне. Раньше у нас работали 200 ветеранов войны, осталось 12…
РАБОТАЛИ 3 700 ЧЕЛОВЕК
В 1985 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Я работаю здесь с 1988 года, избран рабочими и утвержден директором Указом президента СССР Михаила Горбачева.
– Видимо, вы застали самый расцвет предприятия?
– Я принимал завод, когда на нем работали 3 700 человек. Мы строили жилье для своих рабочих, детские сады для их детей. Для людей было организовано удешевленное питание в столовой, своя поликлиника. У нас было свое профтехучилище, Дагестанский механический техникум тоже имел к нам отношение, поскольку входил, как и мы, в судостроительное ведомство.
Медленно, но верно осваивалась территория завода. Построили палубный цех, насосный, инструментальный, расширялся литейный цех, кузнечно-прессовый, отстроены участки: резинотехнический, переработки пластмасс и т.д.
Но пришло, к сожалению, время, когда распался Советский Союз. Считаю это огромной ошибкой…
– Как выживал завод в это время?
–Тяжело вспоминать. Помимо трагедии распада страны, в соседней республике проводилась контртеррористическая операция, к тому же случился дефолт. Страшные годы были, честно говоря.
Долги нарастали, как снежный ком: за электроэнергию, по зарплате…
Тем не менее коллектив наш боеспособный, я на него опирался. Нам удалось освоить под имеющиеся технологии, не приобретая новых станков, запорную аппаратуру для нефтегазоперерабатывающих предприятий.
Освоили задвижки для жилищно-коммунального хозяйства на горячую и холодную воду, причем новой конструкции. Начали выпускать насос для добычи тяжелой нефти. Сложно было работать с нефтяниками, но тем не менее мы своего добились.
Номенклатуру для нефтяной отрасли мы начали с одного насоса, на его базе освоили еще три. То есть 4 вида насоса мы поставляем компании «Лукойл».
В эти годы нас не очень жаловали кредитами, инвестициями. Приходилось искать пути освоения новой продукции имеющимися технологиями, дорабатывать собственный парк станков.
На базе винтового насоса для откачки грязной воды из шахт разработали винтовой насос для добычи нефти.
Мы сохранили традиционную номенклатуру для военного и гражданского судостроения. В советские времена завод им. Гаджиева отгружал почти 450 рулевых машин в год. Что такое рулевая машина? Это электрогидравлическое устройство, которое управляет килем корабля, держит его курс.
Сейчас 18-20 кораблей спускается на воду с нашими рулевыми машинами. Помимо рулевых машин, на каждый корабль идут морские насосы, поворотные запоры, гидрометаллические шланги. 9 тысяч морских насосов мы отгружали в год! Шахтерам мы поставляли 1,5 тысячи насосов в месяц! Сегодня цифры гораздо меньше.
Мы сохранили коллектив, но потеряли его численность, сегодня у нас работает 700 человек.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «УЙТАШ»
– Почему сегодня завод переселяют из города?
– Никто нас никуда не переселяет. В 2009 году мы приобрели новый объемный пресс для реконструкции и расширения кузнечно-прессового цеха. Неожиданно для нас городские власти подняли налог на землю. Нам стало экономически невыгодно оставаться на прежнем месте. К тому же ужесточились экологические санкции. Я понимаю, что при литье металла действительно происходят какие-то выбросы. Угрозу здоровью они не представляют, но запах есть. В центре города такое, наверно, действительно ни к чему.
Мы были вынуждены искать новые земли для реконструкции и расширения предприятия. Решение принимали на совете директоров. Нам выделили землю в Карабудахкентском районе рядом с городом Каспийском. Мы сразу приступили к ее освоению.
На индустриальной площадке Уйташ уже есть периметр, проходная, запущен новый литейный цех, где выпускается качественно новая продукция по современным технологиям.
За счет чего строим? За счет того, что на нашей территории возводится коммерческое жилье. Никто денег на переселение нам не дает.
Мы – акционерное общество, 90% акций удалось сохранить внутри коллектива, 10% на стороне.
Многое делается в рамках федеральной программы «Моногорода России», куда мы неожиданно попали. В общем, все идет согласно нашему плану, хотя и с опозданием. Надеемся, что все состоится: за средства, вырученные от строительства домов, будем выносить завод, а коммуникации будут проложены в рамках федеральной программы.
Будем возрождать завод.
Наталья Бученко