Было это время послевоенное. Ушли на фронт более ста гакваринцев, а вернулись лишь четверть из них и то с ранениями и контузиями. Бедность и нищета царили всюду.
Именно в эти послевоенные годы после вдохновенного выступления в МГУ заведующего Цумадинским районным отделом образования, физика Хандулы Ашиковича Магомедова многие выпускники этого всемирно известного университета решились поехать в “сказочный” Дагестан. В Махачкале он сам встретил их, и часть из них по согласованию с Министерством просвещения Дагестана забрал в родной для него Цумадинский район. А как доехать? Тогда не было автобусного движения в горные районы. И тогда договорился Хандула Ашикович с водителем самосвала, установил деревянные скамейки в кузове и поехали в горы. Поездка с раннего утра до поздней ночи. А назавтра он отправил молодых педагогов по селам вместе с директорами цумадинских школ.
В Гакваринскую семилетнюю школу приехала математик Таиса Илларионовна и русовед Евдокия Ивановна. Жили они у сельской учительницы Жагарат Магомедовой, которая не имела своей семьи. Крепко дружили со своей сверстницей – Марьям Зубаировой, которая приехала в родное село, окончив Буйнакское педагогическое училище. Муку и сахар привозили им на ослах из райцентра Агвали заведующий сельским магазинчиком Магомед Ашиков.
Через год приехала и Клавдия Ивановна, блокадница из Ленинграда. Она курила самокрутки из махорки. Это было непривычно для жителей аула, но уважение к ней было настолько высоким, что её приглашали аксакалы на годекан.
Эти юные девушки работали самозабвенно, преданно и с любовью к детям и жителям. И должны были они уехать через три года к себе, но поработали в течение девяти лет!
… День отъезда! Все сельчане в июньский день с утра вышли за село, чтобы проводить русских учителей. А они зашли в дом к слепому, старому и одинокому аксакалу Гаджимагомеду, чтобы попрощаться! Чувствуя грусть расставания, председатель сельского совета Мансур Пирилов
попросил зурнача и барабанщика начать “свою работу”. И тут начались танцы! Я даже не знал, что мои учителя умеют так красиво танцевать лезгинку!
Затем мы – мальчишки со старинными чемоданами (по сути — фанерные ящики, обёрнутые материей) своих учителей пошли пешком 14 км по горным дорогам. А в Агвали их ждала грузовая машина до Махачкалы…
Нам бы не выветрить из памяти великий просветительский и гражданский подвиг русских учителей, совершенный ими в Дагестане!
…Кто сегодня (СЕГОДНЯ в ХХI веке) из дагестанцев позволит своей дочери поехать на работу в соседнее село, в соседний район?! Кто?
Магомед АБДУЛХАБИРОВ