Памяти Магомед-Расула Расулова
На 81 году жизни 26 ноября ушел из жизни народный писатель Дагестана, прозаик и драматург Магомед-Расул Расулов. Он чувствовал время, в котором жил и пытался осмыслить все происходящие в обществе процессы. Автор более 50 произведений, лауреат множества премий, он всегда оставался верен слову. «МИ» поговорили с писателями и экспертами в области литературы о том, каким был и каким запомнился Магомед-Расул Расулов.
ДУШЕВНЫЙ, ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ШИРОКИЙ
Председатель Союза писателей Дагестана, поэт Магомед Ахмедов, называет Расулова мастером и примером для всех дагестанских авторов.
«Он возглавлял дагестанское книжное издательство более 20 лет, помогал молодежи, открывал новые имена. Он был талантливым и разносторонним человеком. Его повесть «Дикарка» вышла в журнале «Юность» многомиллионным тиражом, а предисловие к ней написал сам Чингиз Айтматов. О нем высоко отзывался Расул Гамзатов, с ним дружила Фазу Алиева и другие известные писатели. Магомед-Расул был душевным человеком, гостеприимным, широким. Я помню, как он устраивал творческие вечера в Переделкино. Мы много встречались, когда я был в Москве. А еще Магомед-Расул первым издал мои стихи. Он был последним из могикан той великой литературы, которая у нас была создана при советской власти. Он навсегда останется для нас примером и мастером, который ушел, сделав свое благородное дело для Дагестана и дагестанской литературы», – делится своими воспоминаниями Ахмедов.
МАСТЕР НЕ РЕЗЦА, А ПЕРА
Писателя и журналиста Саида Ниналалова
связывает с Магомед-Расулом Расуловым еще и общая родина – аул златокузнецов Кубачи.
«Магомед-Расул… В Кубачи, называя это имя, можно быть уверенным, что никто не спросит: “Какой Магомед-Расул?” Услышав это имя, в первую очередь, вспоминали о нем, Магомед-Расуле из рода Аккакала, кубачинце, который стал мастером не резца, а пера и прославил своими повестями наш аул.
Магомед-Расул немало сделал доброго моей семье и мне лично. В самом начале 70-х он зашел в высокие кабинеты и снял с моего папы надуманные обвинения. В тяжелое для меня время в конце 80-х предложил работу в издательстве. Был рядом со мной летом 1997 года, когда сельчане проголосовали за меня в конкурсе на должность директора Кубачинского художественного комбината. Я приходил к Магомед-Расулу за советом и в горести, и в радости. Всегда он выслушивал и всегда помогал, чем мог и как мог.
Пока живы наши старшие, ответственность за семью, за род, за село и за свой народ лежит на них. Магомед-Расул был одним из последних старших кубачинцев, он занимался проблемами родного аула и всегда поддерживал инициативы кубачинской молодежи. Он неожиданно ушел, и оказалось, что сегодня старшее поколение – это мы, и уже нам отвечать за свой народ, за свое село, за свой род и за свою семью.
Когда я – не так давно – начал писать рассказы – чуть ли не в 50 лет, я боялся их показать маститому писателю Магомед-Расулу. Он сам позвонил, вызвал меня к себе, похвалил и поругал. Похвалил за тексты, поругал за то, что раньше их не показывал. Поверьте, это было очень волнительно и приятно.
Перед тем, как вручить мне свою книгу “Покушение на Пушкина”, Магомед-Расул написал мне такие слова: “Саиду Ниналалову – моему опаснейшему сопернику в творческом процессе”. Он поставил мне очень серьезную задачу. Не знаю, справлюсь ли без Учителя…», – говорит писатель.
«НЕ ВПИСЫВАЛСЯ В ОБОЙМУ»
Председатель дагестанского отделения Союза российских писателей, поэт Миясат Муслимова, вспоминая писателя, говорит о его исключительных качествах – скромности и благородстве.
«Магомед-Расул стоит особняком в литературе. Он не вписывался и не собирался вписываться ни в какую обойму и в то же время был искренне ровен и доброжелателен со всеми деятелями литературы, был авторитетом для всех, оставаясь при этом в высшей степени скромным и благородным человеком. Я высоко ценю его личные качества и его роль в литературе. Я горжусь тем, что именно Магомед-Расул дал мне рекомендацию для вступления в Союз российских писателей. Он умел поддерживать не только таланты, но и тех, в ком видел хоть искорку будущего таланта. Не всегда это на пользу литературе, но литературная среда благодаря ему становилась чище. А это уже большое дело. Великолепный юмор, талант оратора, умение глубоко анализировать литературное произведение, причем на широком литературном фоне, всегда делали событием его любое выступление. А он умел интересоваться другими и критически высказаться, сохраняя такт и уважение к личности, и увидеть достоинства автора. Блестящий литературный критик, он оставил нам книги, в которых мы долго еще будем черпать интересный материал. Как прозаик, работающий в жанре интеллектуальной и психологической прозы, он занял свое место в литературе еще в 70-е годы. Хорошо владея русским языком, обогатил русскоязычную дагестанскую литературу. Его отличали внимание к современным проблемам, умение ярко отразить в своих произведениях нравственные конфликты времени. На мой взгляд, он умел преодолевать определенную замкнутость нашей современной литературы и вводить ее в поле общекультурного контекста. Нельзя не отметить его огромную работу по книгоизданию в Дагестане, именно при нем книжное издательство переживало свой расцвет. Уход Магомед-Расула – большая потеря для нашей литературы, и не только. Ушел не только известный прозаик, но и на сегодняшний день единственный, по сути, литературный критик в республике», – считает Муслимова.
«У МАГОМЕД-РАСУЛА РАСУЛОВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ»
Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы народов Дагестана ДГУ Разият Ахмедова оценивает творчество Расулова как вечный поиск истины и осмысление происходящего.
«В последнее время, к сожалению, яркие представители дагестанской национальной литературы уходят друг за другом: Магомед Атабаев, Бадрутдин Магомедов, Магомед-Расул Расулов. С ними уходит эпоха читающего поколения. Магомед-Расул Расулов представляет сравнительно молодую дагестанскую, даргинскую прозу, появившуюся у нас только в XX веке. Его проза отличается от той, к примеру, если говорить о творчестве Магомеда Хуршилова, Кияса Меджидова или Магомед-Султана Яхъяева, в своих произведениях отражавших историческую тематику. Они больше писали о революции и Гражданской войне, о политических событиях первой половины XX века. И вот во второй половине прошлого столетия появляется автор, пишущий для молодых людей (это изначально была его читательская аудитория). Так появились такие повести, как “Когда тебе 16”, “Дикарка” – очень удачные литературные открытия писателя. В последние годы Магомед-Расул Расулов увлекался философией, мировым интеллектуальным опытом, его волновали проблемы современности, чем живет сегодняшний Дагестан. Он один из немногих авторов, который так откровенно и оригинально написал о наших современниках и современницах. Для себя в его творчестве я выделяю одно произведение – “Ясновидящий дурак”. В этой книге он обращается к общему мировому интеллектуальному опыту и через этот опыт пытается показать сущность жизни на всей земле, в России и на малой родине – в Дагестане. Магомед-Расул Расулов ищет Бога, истину, спорит с известными философами, писателями. К примеру, с Ошо, который говорил, что истина проста. Магомед-Расул говорит, что истина не проста, иначе давно бы Ее нашли. В конце книги он приходит к Богу и говорит, что никто не может быть абсолютно идеальным, лучше Бога, в том числе и сам Магомед-Расул, поэтому книга и называется “Ясновидящий дурак”, каковым себя он и считал. Магомед-Расул Расулов не только писатель, он еще ученый и литературовед, кандидат наук, исследователь. Поэтому, создавая свои книги, он, возможно, думал и о законах жанра, стиля. “Ясновидящий дурак” – вне законов жанра. Не сумев назвать ее ни повестью, ни романом, ни рассказом, автор дает такое определение в аннотации: “антиповесть”. Очень жаль, что так скоропостижно от нас ушел талантливый писатель. Мы жили в одном дворе, часто виделись. Мне кажется, Магомед-Расул был немного замкнутым человеком, часто думающим о своих сюжетах и персонажах. Его творчество ждет серьезного и глубокого исследования. Его проза очень интересна, современна, многогранна и опубликована на русском языке, имеется в библиотеках и доступна широкому читателю. Жаль, что современные дагестанцы и особенно молодежь не читают книги, как раньше, ведь у Магомед-Расула Расулова действительно есть чему поучиться», – заключает эксперт.
Шуана МАГОМЕДОВА