В преддверии Нового года дагестанские турфирмы, отправляющие туристов в Грузию, оказались заложниками политической ситуации в этой стране. Пограничники временно закрыли въезд в закавказское государство жителям регионов Северного Кавказа.
Впервые за последние годы в Тбилиси 21 и 22 ноября 2017 года проходила спецоперация против заблокированных в одном из домов боевиков. В ходе боя один спецназовец погиб, четверо получили ранения. Убиты трое и задержан один из подозреваемых в терроризме.
Казалось бы, как эти события могут повлиять на дагестанский туризм? Оказалось, самым прямым образом. В конце ноября туристов из Дагестана на российско-грузинской границе начали разворачивать, не объясняя причин. «Санкции» коснулись и жителей других регионов Северного Кавказа – Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии.
«25 ноября нашу группу из десяти туристов не пустили в Грузию», – рассказал «МИ» руководитель туристической фирмы Team-tour Тимур Ахмедов.
«Мы до весны приостановили поездки в Грузию. Пусть улучшится обстановка, да и погодные условия неважные, зимой перевал на Военно-Грузинской дороге часто бывает закрыт», – говорит директор фирмы «Джага» Юкрудин Салимханов.
Все дагестанские турфирмы пока временно прекратили поездки в Грузию, несмотря на большое количество желающих посетить эту страну. Убытки пока не подсчитаны, но туроператоры надеются, что к новогодним каникулам ограничения будут сняты.
Представители компаний Team-tour и «Шангереев-тур» сообщили «МИ», что, по их данным, обстановка на границе стабилизируется и туроператоры начнут набор желающих для поездки в Грузию на Новый год.
ПОЧЕТНЫЕ «СЕРЕДНЯКИ»
Как влияет ситуация в регионе на его туристическую привлекательность?
В Министерстве по туризму и народным художественным промыслам РД рассказали «МИ», что за последние годы внутренний и въездной туристский поток увеличивался ежегодно в среднем на 20%. По данным министерства, за 9 месяцев 2017 года он составил 520 тысяч человек.
Как сообщили в министерстве, Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели ежегодное исследование, посвященное туристической привлекательности регионов России.
Для нашего региона итоги исследования не слишком радужные: Дагестан расположился на 50-м месте национального туристского рейтинга. Мы не попали в «топ 20», и вошли во вторую группу рейтинга, так называемых «середняков», занявших позиции с 21-й по 69-ю.
Впрочем, в минтуризма республики считают это неплохим показателем, учитывая, что среди регионов СКФО Дагестан занял первое место.
«То, что Дагестан попал во вторую группу национального туристского рейтинга, это достаточно хороший показатель. Среди регионов СКФО мы на первом месте. Это говорит о том, что в Дагестане достаточно высокий уровень развития гостиничного бизнеса, оборот общественного питания. По объектам культурного наследия Дагестан входит в пятерку по стране. В этом году наша республика вошла в рейтинг самых безопасных регионов России, по данным Генпрокуратуры РФ. Дагестан стали чаще запрашивать в поисковой системе Яндекс, да и количество упоминаний региона в СМИ стало гораздо больше», – рассказали в пресс-службе министерства.
В ведомстве пояснили, что общая сумма субсидий из федерального бюджета в 2017 году Дагестану на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации» составила 255,7 миллиона рублей.
Всего в Дагестане осуществляет деятельность 51 туристское предприятие, в том числе 3 федеральных туроператора. Практически все турфирмы представлены индивидуальными предпринимателями.
Как заявили в минтуризма, министерство оказывает всевозможную помощь представителям турфирм.
«На сайте министерства в открытом доступе находятся реестры гостевых домов, санаториев, туристических баз, гостиниц, пляжей, что может быть полезным турпредприятиям. В середине ноября 2017 года Минтуризма Дагестана организовало курсы повышения квалификации экскурсоводов и гидов-переводчиков, где слушателями стали представители туристских предприятий Дагестана», – рассказали в министерстве.
ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Легко ли работается частной турфирме в Дагестане, кто приезжает отдыхать в республику, и что интересует туристов, «МИ» рассказал руководитель компании «Шангереев-тур» Шамиль Шангереев.
– Действительно ли наблюдается рост числа туристов в Дагестане?
– Приток значительный. Если в прошлом году мы совершали максимум три поездки в неделю, то в этом – 2-3 машины ежедневно. Самым популярным местом стал Сулакский каньон. На этот маршрут стояли в очереди по 2 месяца.
Кроме поездок по Дагестану, отправляли туристов в Грузию, Азербайджан, в декабре начались туры в Домбай. По приблизительным расчетам, в 2017 году от нашей фирмы путешествовало около 3 тысяч туристов.
Политическая ситуация, конечно, влияет на турбизнес, яркий пример тому ограничения на поездки в страну жителей Дагестана. Думаю, это временно, в Грузии понимают, какие доходы получает государство от российских туристов, и ситуация должна стабилизироваться.
– Конкуренция в дагестанском турбизнесе большая?
– Конкуренция всегда полезна. Когда я начинал три года назад, можно было элементарно нанять микроавтобус, повезти туристов в горы, затем в лесу организовать пикник. Зато теперь с увеличением числа турфирм приходится думать как над новыми маршрутами, так и о дополнительном сервисе для туристов.
Мы часто ездим в дубкинский лес. Здесь не найти места без мусора, было стыдно перед туристами. Тогда мы огородили территорию, убрали весь мусор. Сделали навес, поставили столы, пригласили поваров, которые готовят национальные блюда. Житель села на лошади предлагает конные прогулки. Приезжает открытый «УАЗ», на котором совершаем «джип-туры».
Отмечу большой интерес к экскурсиям по Дагестану, причем он исходит не только от туристов из других регионов, но и от наших.
Для любителей исторического туризма популярны поездки в села Старый Кахиб, Гоор, Корода. Если хотят увидеть природные памятники природы, то это хунзахские водопады, салтинский водопад, карадахская теснина.
– С увеличением количества туристов в некоторых горных районах предприимчивые местные жители начали брать деньги за въезд в место расположения достопримечательностей, что вызвало много нареканий. Вы как к этому относитесь?
– У меня подход к этой проблеме двоякий. Я сторонник того, чтобы при определенных условиях собирать деньги. В Дубках говорил об этом руководству Казбековского района и поселковой администрации. Здесь изумительная природа, на которой можно зарабатывать. Предлагал им: поставьте шлагбаум у въезда в лес, берите деньги, но убирайте мусор, установите урны, столики, места для отдыха.
Порой приходится слышать: какой толк местным жителям от этих туристов? Сами, мол, турфирмы зарабатывают, а нам ничего не достается.
Поясню на собственном примере. Нанимаем машину, платим водителю. В Халимбекауле и Дубках останавливаемся у магазинов, где туристы покупают напитки, продукты. На берегу водохранилища арендуем катер. Для обеда в лесу приглашаем поваров, это местная семья. В летнее время, когда экскурсии каждый день, они ежедневно готовят обед для туристов, и за это получают деньги, которые в селе никогда бы не заработали.
Местные жители катают за деньги на лошадях, совершают «джип-туры». Посещаем форелевое хозяйство, где туристы также оставляют деньги. И таких турфирм, как у меня, в Дагестане сейчас достаточно. Кроме того, мы платим все налоги.
– Бытует мнение, что развитие туризма в Дагестане невозможно, так как менталитет дагестанцев не позволяет быть слишком услужливыми перед туристами…
– Недавно я встречался с представителем Минспорта Карачаево-Черкесии, который отправляет туристов в Дагестан, Чечню, Осетию, Кабардино-Балкарию на недельный тур. По его словам, такие интересные места для туристов, как в нашей республике, надо еще поискать. Считаю, Дагестан мог бы развиваться только на туризме.
Что касается менталитета. Например, в Азербайджане отличное обслуживание. У нас так не получится, но и не надо.
Самое ценное, что еще осталось в Дагестане, – это законы гостеприимства в горах. Первоначально, когда я возил группы, здесь категорически отказывались брать деньги. Я им говорил: не путайте гостеприимство с бизнесом. Когда приеду с друзьями, родственниками, угощайте, сколько хотите. Но если приезжаю с туристами, за деньги создавайте нужные условия. Сейчас, когда все переходит на коммерческую основу, опасаюсь, как бы жители не забыли законы гор, поняв, что на этом можно заработать. Многие туристы из других регионов России специально едут к нам пообщаться с местным населением. Нельзя дать погибнуть гостеприимству и куначеству, граница между бизнесом и гостеприимством все-таки должна быть.
– Частные турфирмы получают какую-то помощь от государства?
– У государства наверняка нет возможности финансировать частный турбизнес. Никакой финансовой поддержки от государства у моей компании нет, мы и не обращались за помощью. Главное – чтобы нам не мешали.
ИМИДЖ НИПОЧЕМ
Несмотря на не совсем положительный имидж Дагестана в федеральных СМИ, туристы, побывавшие в республике, возвращаются сюда вновь и зовут своих друзей.
Блогер Макс Листов снял оригинальный видеоблог о Дагестане, получивший большой резонанс. Тысячи просмотров набрала серия видеоотчетов «Своим ходом» о поездке в республику видеоблогеров Елизаветы Грачевой и Виталия Ичина. Популярный телеведущий Михаил Кожухов
вообще стал кунаком у жителей Дагестана.
Так что туризм в республике все-таки развивается – вопреки прогнозам недоброжелателей и нестабильной экономической ситуации в регионе.
Тимур Алиев