Зарема Джанхуватова: «На конкурс провожали всем коллективом!»


В середине ноября уходящего года в Москве состоялся Всероссийский Мастер-класс учителей родных, включая русский, языков – 2017. Он проводится ежегодно в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Республику Дагестан на конкурсе представляла победитель муниципального и республиканского этапов «Лучший учитель родного языка – 2017» – учитель кумыкского языка ленинкентской гимназии № 35 города Махачкалы Зарема Джанхуватова, которая по его итогам заняла первое место.

Она рассказала «Махачкалинским известиям» об участии в конкурсе, о том, каким должен быть современный учитель родного языка и как найти общий язык с детьми. Коллега Джанхуватовой, которая поддерживала ее на всех этапах конкурса в Москве, Патимат Гайдарбекова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе и куратор по родным языкам в гимназии №35, также приняла участие в беседе.

– Зарема Абакаровна, позади все конкурсные этапы, испытания, цели достигнуты, сегодня вы лучший учитель родного языка в России. А с чего все начиналось? Что сподвигло вас выбрать такую нелегкую, но добрую профессию?

– Можно сказать, что профессия выбрала меня сама, по-другому и быть не могло. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства». У меня были хорошие учителя в школе. Наверное, это и способствовало выбору моей будущей профессии. Очень любила уроки родного языка, зачитывалась произведениями дагестанских поэтов, заучивала их наизусть.

 После окончания девятого класса я поступила в Буйнакский педагогический колледж, а далее последовала учеба в филиале Дагестанского государственного института в городе Буйнакске (ныне университет). Окончив вуз, я вернулась в родную гимназию №35 уже как педагог. Стала преподавать кумыкский язык в старших классах.

 

НАЧАЛО ПУТИ

В школе вы работаете уже более двадцати пяти лет и, наверное, хорошо помните тот день, когда впервые оказались перед учениками в качестве учителя. Как прошел ваш первый урок?

– Каждый учитель помнит начало своего пути. Конечно, первый урок – это всегда какое-то волнение, я была еще молода и неопытна. В начале моей педагогической карьеры у меня были хорошие наставники, которые охотно делились со мной своим опытом. Одна из них Зайнаб Алиева
– педагог от Бога. По сей день благодарна ей за все.

Мы с учениками сразу нашли общий язык. Я старалась проводить уроки так, чтобы ни один ученик не почувствовал себя обделенным вниманием. Самое страшное для меня – чувствовать, что дети безучастны на уроке. Вместе с ребятами придумывали конкурсы, игры и чем больше узнавали друг друга, тем больше доверяли.

– Когда пришла идея попробовать свои силы в конкурсе «Учитель года»?

– Как только я почувствовала уверенность в том, что готова продемонстрировать более широкой аудитории свой профессионализм, представить свой педагогический опыт, накопленный за долгие годы работы. Я решила, почему бы не использовать свой потенциал, возможности на конкурсе? Тем более в гимназии, в которой я работаю, создаются все условия для успешной реализации творческих идей. Кстати, учителя гимназии №35 не раз становились победителями подобных конкурсов. Патимат Гайдарбекова в 1998 году стала призером республиканского этапа «Учитель года родного языка», в 2011 году учитель аварского языка Гулишат Магомедова стала победителем Всероссийского конкурса. Нужно отметить, они поддерживали меня в Москве, присутствовали рядом. Моя победа на конкурсе, я считаю, это общее достижение, общая победа, огромный труд всего коллектива, в котором я работаю. Можно сказать, провожали всем поселком!

 

КРИТЕРИИ КОНКУРСА

– Расскажите подробнее, с какими идеями вы пришли на Всероссийский конкурс, каковы были его критерии. Что убедило конкурсное жюри присудить победу именно вам?

 Зарема Джанхуватова: – Основные требования к участникам – это комментарий к видеоуроку и демонстрация национального костюма. Мною был подготовлен видеоурок на тему «Анвар Аджиев «Разговор с Доном». В ходе урока я использовала межпредметную связь и друге приемы, старалась вести работу по привитию любви к Родине, языку, истории, а песня была завершающим этапом этой работы. В общем, урок получил у жюри высокую оценку, хотя он и длился всего пятнадцать минут, а сколько интересных методик мы испробовали!

 Ко второму этапу мною был представлен один из костюмов многонационального Дагестана, а именно кумыкского народа. Я рассказала об его отличительных особенностях, крое, фасоне, орнаменте.

Патимат Гайдарбекова: – Самое интересное – это то, что сшит он был специально для конкурса нашей коллегой Узлипат Пахрудиновой, вместе с учителями обсуждали его будущие детали, орнамент. В совместном обсуждении родилась идея изобразить на подоле кабалая (национальный кумыкский костюм) – символ Кумыкии: коня – извечного спутника кумыка, волка – символ воли и свободы и женщину – умайну – прародительницу и покровительницу кумыков. Тем самым мы сделали его уникальным, своеобразным.

На этом конкурсном этапе была показана и сценка, в которой участвовали наши выпускники, студенты московских вузов. Они пришли с целью поддержать представителя своей родной школы, что тоже было отмечено жюри. Постановка была посвящена роли платка (ажурного тастара) в разрешении конфликтов между мужчинами. Этим самым мы хотели продемонстрировать то, что платок в Дагестане является не только головным убором, но и символом силы женщины-горянки. Ну и конечно, как же без нашей дагестанской лезгинки. В танце были раскрыты все достоинства и красота этого наряда.

– Патимат Магомедовна, а насколько изменилась специфика конкурса за годы его проведения, что в него внесли нового?

– Как человек, который уже участвовал в подобного рода конкурсах, хочу отметить, что он с каждым годом совершенствуется, пополняется новыми номинациями, и это радует. Конкуренция становится жестче, а условия участия – сложнее. Еще я была удивлена тем, что в этом году в нем принимали участие не только учителя родных и русского языка, но и других предметов (технологии, музыки) и даже воспитатели детских садов, которые проходили конкурсные состязания на родном языке. Мне эта идея очень понравилась. И я подумала, почему бы нам не перенять их опыт, создав в детских садах Дагестана группы родного языка. Ведь в республике, где функционируют десятки национальных языков и вопрос их сохранения стал предметом пристального внимания общества, это будет большим подспорьем, а дошкольный возраст детей – это самый подходящий период для его изучения. Выбрать методику, наиболее приемлемую для детей этого возраста, и в игровой форме заинтересовать их новым предметом. Реализовать эту идею можно для начала хотя бы в поселковых и сельских школах.

 

ОСОБЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ

– А каков интерес к вашему предмету на сегодняшний день? Современная молодежь считает, что родной язык им не понадобится ни в жизни, ни в учебе, ЕГЭ по нему сдавать не нужно. У детей в школах есть выбор – изучать родной язык или же дагестанскую литературу. Пытаетесь доказать обратное?

З.Д.: – Радует то, что в отличие от городских школ у нас в поселке нет такой проблемы. И даже ученики, прибывшие к нам из городов России, к нашему удивлению, охотно и с большим интересом изучают родной язык. Надо отметить, результаты очень даже положительные.

П.Г.: – Если лет десять назад и были такие ученики, которые и вправду так рассуждали, то сейчас таких детей, к счастью, единицы. И в основном это дети от межнациональных браков, в семьях которых редко говорят на родном языке.

В работе приходится сталкиваться и с тем, что в одном классе могут сидеть дети, которые в совершенстве владеют родным языком, и те, которые не знают его вообще, но хотят изучить. В таком случае учителю, естественно, сложнее, тут необходим особый подход к каждому ребенку. Главное – что есть желание, а учитель всегда рад помочь.

 

ЛУЧШАЯ РАБОТА – ХОББИ

Сегодня вопрос сохранения родных языков в Дагестане стал предметом пристального внимания общества. Все чаще поднимаются вопросы его развития, качества преподавания, говорят о том, что надо повышать статус учителя родного языка. А что конкретно для этого делается? Вы чувствуете эту поддержку?

З.Д.: – Поддержка государства ощущается, может быть, не в том объеме, в котором хотелось бы, но она есть. Учителя родных языков получают дополнительные 15 % к зарплате, что немаловажно. Проводятся всевозможные мероприятия: форумы, семинары, мастер-классы и конкурсы.

П.Г.: – О поддержке государства в этом вопросе говорит и тот факт, что в школьную программу внесен дополнительный час в неделю. Мы очень благодарны за это, потому что двух часов в неделю, действительно, было недостаточно. На развитие речи родного языка влияют уроки литературы, и этот недостающий пробел восполнен. Есть возможность проводить внеклассные мероприятия с учащимися и не только. Единственное, чего нам недостает, так это учебников, но говорят, что и эта проблема уже решается.

– Не секрет, что многие учителя подрабатывают репетиторством. А родной язык? На нем же не заработать! По этой причине молодежь не стремится получить специальность учителя родного языка и посвящать свою жизнь этой профессии. Как переубедить их в этом?

З.Д.: – Не соглашусь с этим утверждением, мы зарабатываем не меньше, чем другие предметники. А репетиторство – это не панацея от всех бед. Главное – получать удовольствие от своей работы, какая бы она ни была, и выполнять ее хорошо. А когда есть результаты, то это не остается незамеченным. Есть очень распространенная фраза, набившая оскомину, «Лучшая работа – это хобби». Но я бы сказала по-другому, моя работа – это моя жизнь. Ты просто занимаешься любимым делом, а тебя за это еще и награждают!

Возвращаясь к конкурсу, хочется спросить, как вас встретили после победы ваши коллеги и ученики?

З.Д.: – О-о-о! (смеется) Можно сказать с оркестром и красной ковровой дорожкой. В аэропорту нас встречали три автобуса, коллеги и ученики, одетые в национальную одежду, родные. Это было очень трогательно!

П.Г.: – Люди вокруг недоумевали и спрашивали: «Кого они встречают? Может, каких-нибудь чемпионов?» Для нас это было большим сюрпризом. По приезде нас чествовали и в администрации поселка. Мы очень благодарны всем. Наверное, не было бы этой победы, если бы не было поддержки и коллектива, и руководства гимназии и всего поселка. Это результат совместной работы.

 

Мадина МУХУГОРОЕВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам