Совсем скоро в Красноярске стартует очень важный для дагестанских борцов турнир «Гран-при Иван Ярыгин – 2018», именуемый в простонародье Ярыгинским. Борцы из Страны гор по традиции уже завершают тренировочный сбор в махачкалинском ЦОПе, а дальше… Дальше только турнир, который станет определяющим при отборе на домашний чемпионат Европы по спортивной борьбе.
В процессе подготовки спортсменов ничего принципиально нового не появилось. Те же игровые часы по утрам и напряженные схватки на коврах по вечерам, но изменилось самое важное – процедура отбора на Ярыгинский. После нововведений борцы, желающие выступить на турнире в Красноярске, разделились на два лагеря. Первые попадают на международный турнир «автоматом», вторым же приходится проходить через дополнительное сито отбора на турнире на призы Академии Миндиашвили, который пройдет 19-21 января в Красноярске.
«По большому счету это не очень удобно, – комментирует «МИ» ситуацию старший тренер сборной Дагестана Гаджи Рашидов. – На Ярыгинский турнир от Дагестана должны были попадать около 30-40 человек, а по рейтингу попало 12, остальные – в количестве 20 борцов будут отбираться на турнире Дмитрия Георгиевича Миндиашвили».
Неудобно это, в первую очередь, потому что два турнира в две недели – это не есть норма для профессионального борца. Сначала вольникам придется гонять вес и бороться на отборочных соревнованиях, а затем, через неделю, нужно выступить на Ярыгинском турнире (и тоже сгонять вес).
СОСТАВ СБОРНОЙ ДАГЕСТАНА
Впрочем, нельзя сказать, что дагестанцев обидели при отборе спортсменов, автоматически (без дополнительного отбора) попадающих на Ярыгинский. В итоговый список вошло 14 воспитанников дагестанской школы борьбы, плюс еще более 20 борцов поборется за место в сборной на турнире Миндиашвили, ну а сегодня место в команде себе гарантировали: Заур Угуев
(до 57 кг), Гаджимурад Рашидов, Исмаил Мусукаев (оба – до 61 кг), Ильяс Бекбулатов, Ахмед Чакаев (оба – до 65 кг), Магомед Курбаналиев (до 70 кг), Магомедхабиб Кадимагомедов (до 74 кг), Ахмед Гаджимагомедов (до 79 кг), Даурен Куруглиев (до 86 кг), Абдулрашид Садулаев (до 92 кг), Шамиль Мусаев, Расул Магомедов (оба – до 97 кг) и Билял Махов
(до 125 кг).
Интересно, что Абдулрашид Садулаев больше не выступает в избыточной для себя весовой категории до 97 кг и, таким образом, не сможет встретиться с прошлогодним обидчиком Кайлом Снайдером, если американец, конечно, приедет в Красноярск. Кроме того, в весе до 86 кг отсутствует перспективный дагестанский вольник Шамиль Кудиямагомедов. Он по примеру своего теперь уже родственника Гайдара Гайдарова смотрит в сторону сборной Италии…
«В этом году ожидаются хорошие результаты, – считает Гаджи Рашидов. – У нас в прошлом году на Ярыгинском было пять чемпионов. В этом году с учетом того, что растянули количество весов (новый регламент UWW подразумевает 10 весовых категорий вместо 8 в прошлом году), могу сказать, что настрой у ребят очень положительный. Все хотят отобраться на домашний чемпионат Европы. Все готовы бороться до конца».
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ…
Вернемся к сборам в ЦОПе… Борцы уже подошли к финишной прямой подготовки и уже немного расслабились, чего нельзя сказать о тренерах команды. Видели ли вы когда-нибудь борцов, тренирующихся в абсолютной темноте? Мы не видели, пока на одной из тренировок не отключили свет. И что вы думаете, тренеры закончили тренировку? Нет.
«Что видно – хватит», – сказал Магомед Гусейнов (экс-тренер сборной России по вольной борьбе) и продолжил тренировку в зале, едва освещенном вспышками телефонов. Гусейнов, к слову, несмотря на солидный возраст (в этом году ему исполняется 66 лет) мечется по залу так, что позавидуют самые топовые борцы сборной.
Подходим к нему с просьбой дать «небольшой комментарий» и получаем вежливый отказ:
– Я не тренер, я просто сочувствующий. Поговорите с молодыми (указывает на Абдусалама Гадисова и Махача Муртазалиева). Я уже всем надоел.
Просим еще раз. «Тогда подожди немного», – отвечает Гусейнов и бежит к своим подопечным. Ему, к слову, было что сказать…
«Они (в ФСБР) делают все неправильно. Почему отборочным к Ярыгинскому стал турнир “Аланы”, о существовании которого до недавнего времени не знал никто. Чем хуже Алиевский, который проводится уже 48 лет или тот же Умахановский? Даже чемпионат России они не берут во внимание – именно турнир “Аланы” и Миндиашвили (речь о турнире), о котором никто до сих пор не знал, сделали отборочным, – считает Гусейнов. Как можно первую тройку чемпионата России не пустить на турнир в Красноярске? Вот взять того же Артема Гебекова. Он второй призер чемпионата России прошлого года 2017 года. Идет на отборочный турнир Миндиашвили. Понимаешь? Борца, ставшего вторым на российских соревнованиях. Откуда у молодых борцов такие деньги? Им нужно билеты покупать, самому устраиваться. И таких, как Гебеков, десятки во всей сборной России. Тех, кто предан стране и этому виду спорта».
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ…
Против существующей системы отбора выступил и главный тренер сборной Сажид Сажидов.
– Все ребята настроены на серьезную работу, по-другому у нас и не бывает, – рассказал наставник дагестанской сборной в интервью wrestdag.ru. – Все хотят удачно стартовать в этом году, пробиться на домашний чемпионат Европы. Но есть и проблемы, и они связаны с тем, что до сих пор мы не знаем в точности, кто выступит на Ярыгинском Гран-при. Раньше всегда нам заблаговременно присылали список допущенных борцов, и они могли спокойно готовиться к соревнованиям. А сейчас мы не получали никаких официальных уведомлений, а об условиях допуска узнали из прессы. Но и эти размытые и неопределенные критерии мало о чем говорят, а только вызывают вопросы. Например, почему вдруг турнир «Аланы» стал отборочным, или что будет с борцами, подпадающими под эти критерии, но решившими сменить весовые категории? Я понимаю, что сейчас многое меняется в борьбе, в том числе и статус Ярыгинского, на который теперь от России допускают только пять борцов в каждом весе, но ведь было достаточно времени, чтобы определиться с составом участников».
И действительно… Конечно, турнир “Аланы” получился сильным и по составу, и по организации. Точно так же можно с уверенностью сказать, что турнир на призы Миндиашвили выйдет отличным, но будет неправильно, если победители этих соревнований (к слову, имеющих статус всероссийских) попадут на Ярыгинский, а призеры чемпионата страны – нет.
Нурмагомед АСТАРХАНОВ