Подобно древнеегипетским фараонам, задумывавшим при жизни строительство собственных усыпальниц, среднестатистический дагестанец сегодня сталкивается с необходимостью заранее побеспокоиться о своем местопребывании по окончании жизненного пути. И если фараоны пеклись о гробницах, культивируя собственное величие в мире ином, то «планы на будущее» дагестанцы преклонного возраста строят исходя из чисто прагматических опасений, что хороших «мест» на всех не хватит: их разберут еще при жизни другие – более сноровистые «конкуренты».
А ЕСЛИ ДЕНЕГ НЕТ?
– Мы и так платим с самого рождения. Дагестан – самая «благодарная республика», вы же и сами все знаете, – говорит мне моя собеседница, недавно похоронившая своего супруга, Ольга Иванова. – Родился – благодарим, болеем – благодарим, потому что у нас привыкли ничего не делать просто так. Любая бумажка выдается через «спасибо», вот и места на кладбище тоже надо оформлять заранее, а за бесплатно такое место выдадут, что до своего родственника только с альпинистским снаряжением доберешься.
Говоря об альпинистском снаряжении, Ольга имеет в виду похороны своего дедушки, которого смотритель определил на неудобном гористом возвышении, куда ей тяжело подниматься.
Другая моя собеседница Феруза Ниязова
хоронила своего близкого родственника в Новом Хушете, там с них сразу затребовали порядка 20 тысяч. Сын отдал, не задумываясь, в такие минуты разве будешь торговаться? А потом призадумалась, а что делать человеку, у которого средств нет на покупку земли на погребение?
Деньги, собственно, нужны не только на кладбищенскую землю. Оформление человека, чей жизненный путь истек, тоже требует капитальных вложений, особенно если делать это с соблюдением всех положенных ритуалов.
– Вызвать священника на дом надо, – загибает пальцы на руках Ольга Александровна, – чтоб он отпевание провел как следует. За это 3 тысячи положено уплатить. Потом в церкви все, что причитается, покупаем – свечу для покойника, покрывало, расписанное молитвами, налобную повязку… итого 2 тысячи. Гроб купить, крест, катафалк нанять, выкопать могилу – все эти услуги составляют в сумме примерно 25 тысяч.
МЕСТА НАДО ЗНАТЬ
Каждый мусульманин должен задумываться и помнить о том, что когда-нибудь пробьет и его смертный час. Однако, где он будет пребывать в то время, он определенно не задумывается. Хотя надо бы, констатирует мой собеседник Ахмед Ильясов. Его бабушка, считает он, поступила мудро, купив место рядом с дедушкой и установив там могильный камень себе еще при жизни. Так что родственникам и озаботиться не пришлось, где ее хоронить.
Недалеки от помыслов мудрой бабушки и выходцы из с. Согратль Гунибского района, выкупившие себе участок земли под кладбище для «своих» вблизи нового кладбища в Сепараторном поселке. Уроженцы с. Кванада Цумадинского района тоже хотели перенять рациональный опыт, однако сбор средств затянулся, отложив планы о «своем» месте для упокоения на неопределенный срок.
Традиция отделять своих покойников от чужих возникла не сегодня. Особенно переусердствовали в этом жители поселка Тарки г. Махачкалы, пытаясь защитить территорию от посягательств на нее широкой столичной общественности, задумавшей в свое время похоронить там великого дагестанского поэта Расула Гамзатова. Землю на кладбище все-таки выделили, но без противостояния не обошлось. Охраняли кладбище от засилья пришлых и отдельные представители шамхал-терменского пригорода, требуя мзду за упокоение неместных. На сегодняшний день радетели за сохранность кладбищенских владений сошлись во мнении, что земля общая – для всех, без территориальной отнесенности.
– Земля на кладбище – это то, что ради Аллаха отдано. Земля должна быть бесплатной, она же ни в чьей собственности не находится, никто ж ее не купил, чтоб продавать. Это очевидно, и если кто землю на кладбище продает, купля-продажа не считается действительной с точки зрения шариата. Но если берут за какую-нибудь услугу. Если вдруг кто копает, берет за это деньги, за свой труд, то это право этих людей. А общественную землю продавать никто не имеет права, – прокомментировал земельный вопрос с точки зрения шариатских норм Мухаммад Ханафи Гамзатов имам мечети Сафар.
ПОЗОРА НЕ ПЕРЕЖИВУ
Рассказы о том, что на подведомственных ему кладбищах кого-то приходилось хоронить не бесплатно, директор МУП «Специализированные услуги» Мурад Шабаев, в ведении которого находятся три кладбища в Махачкале, напрочь отрицает. «Я уже 20 лет в этой сфере и искоренил все малейшие к тому предпосылки», – ответственно заявил он корреспонденту «МИ». С его слов, он готов разбираться по тревожным сигналам в любое время суток и применять санкции вплоть до увольнения мздоимцев. Кристальную честность в этом вопросе директор аргументирует тем, что у него три сына, и он не хотел бы, чтоб дети испытывали позорное чувство стыда за отца, торгующего кладбищенской землей.
На ритуальные услуги в его учреждении имеется определенный прейскурант: «У мусульман в тех ритуальных услугах, которые мы предоставляем, необходимости нет, кроме могильного камня. Сейчас многие берут 60 сантиметровые ценой 4 тысячи рублей. У нас есть и камни из мраморной крошки за 7-8 тысяч, но многие хотят дешевле… кризис. А христианам гроб и венок нужны. У нас гробы в большом ассортименте. Самый дешевый стоит 7-8 тысяч (обитые ситцевой тканью и плюшевой). Но сейчас закупаем и подороже, стоимостью по 20 тысяч. В Москве, конечно, цены на гробы доходят и до 300 тысяч. Но это изделия из красного дерева, красивая дизайнерская работа. Венок от 200-300 рублей и выше. Катафалк тысячи три за два часа (пока люди едут на кладбище в пробках, примерно так и выходит). Выкопать могилу – тысяч 6-7. Копать тяжело, грунт на кладбище пятой категории – скальный, тут лопатой не обойдешься. В ход идут кирка и лом».
– На каждое захоронение по нормативу мы выделяем, сколько положено, и можем для родственника место рядом оставить, если попросят. Но так, чтоб на три-четыре места – не получится, – объясняет директор столичного МУПа. – На старом русском кладбище мест уже нет. Но друг на друге мы тоже хороним. Приходят родственники человека, похороненного там лет тридцать назад, пишут заявление: «Прошу вас захоронить моего отца в могиле деда». Если с момента погребения деда прошло менее 14 лет, то хороним с разрешения санэпидстанции, если более 14 лет, я могу сам подписать и дать разрешение. Там есть захоронения двухсотлетней давности. До гробовой доски доходят, раскапывают, а сверху гроб кладут и засыпают землей.
ВСЕХ ПОХОРОНЯТ?
На вопрос, а хватит ли земли на всех на новом кладбище с учетом того, что население Махачкалы разрастается, директор сообщил, что вынужден был озаботиться этой темой наперед.
– Интернациональное кладбище, находящееся на ул. Газопроводной – где сейчас все хоронят, там территория позволяет. Там есть христианская зона, мусульманская и иудейская. Учтите, что это единственное кладбище на Северном Кавказе, вместившее все конфессии. Вообще, когда численность населения один миллион человек, должны выделить 40 гектаров земли. Сейчас я готовлю письмо в Правительство РД, чтоб оно выделило новый участок под захоронения, потому что новое кладбище территорией в 20 га наполовину уже заполнено. По моим подсчетам оставшейся земли хватит на пять лет. Но я работаю с документацией заранее, потому что получить землю – целая волокита. Я с этим столкнулся. Было постановление правительства о выделении земли под захоронение, территорию не нашли, потом равноценный обмен земли произвели и согласовали с природоохранным министерством, санэпидстанцией, газовой службой – со всеми службами, какие есть в Дагестане, чтоб новое кладбище открыть. Эта процедура заняла почти год. Вот почему заранее это делаю – чтоб к этому времени уже можно было все организационные моменты решить – дороги провести, сторожку смотрителя поставить, забор. Место определит Минимущества РД.
Идею построить крематорий ради экономии земельных ресурсов Шабаев не рассматривает, потому что она не востребована ни финансово, ни морально – «у нас, мусульман и христиан – не положено сжигать», хотя такой вариант ранее существовал. «Крематорий у нас был. На территории Сепараторного поселка. Это здание мы используем под изготовление памятников. Но кремация сама по себе – это недешевое удовольствие. А в целом цена вопроса – высокая. Печь должна работать постоянно, она потребляет большое количество энергии. А если ее на одного человека включить, то кремация обойдется в 100 тысяч. Кто за это заплатит?»
Поскольку директор ритуального бюро все-таки местный житель, то слухи о платной кладбищенской земле дошли и до него: «Закона о частных кладбищах нет. Но у нас умудрились в районе Нового Хушета, где мусорная свалка, открыть частное кладбище. Берут с людей мзду и хоронят. Ни забора нет, ни свидетельства о смерти не требуют. Что хотят, то и делают. Как так можно?»
Нередки случаи, когда дагестанцы везут покойного родственника в родовое село, там места на кладбище не продаются. Однако махачкалинские мусульмане (не пожелавшие представиться) посетовали, что, помимо кладбищенской земли (которая в среднем обходится в 20 тысяч рублей), приходится платить за обмывание тела – это порядка 5 тысяч. К погребению требуется купить и специальный набор для таких случаев, который продается в исламских магазинах, – 2500 рублей.
Однако в Центральной мечети города Махачкалы корреспонденту «МИ» сообщили, что за процедуру обмывания, они ничего не берут. «Мы и саван даем бесплатно», – сказал собеседник «МИ», непосредственно принимающий участие в этом деле. «Бывает, люди обращаются ночью, иногда у них есть с собой саван, иногда нет, но у нас он всегда есть в запасе. Кто имеет возможность, сам покупает, у кого нет – мы даем. Но каждый из нас должен помнить о том, что мы не вечны, хоть молодой, хоть старый. И дома должны быть все необходимые для этого предметы», – уточнил собеседник.
Юрист Расул Кадиев на вопрос корреспондента «МИ», при каких условиях с родственников усопшего могут потребовать плату за землю, предупредил: «У меня к этому вопросу отношение такое, как у аварцев. Один мужчина хранил деньги у соседки, прятал от жены на черный день и на похороны. Жена уговорила соседку, срочно нужны деньги, отдай. Та не стала скандалить и отдала. Этот мужик потом ходил по двору и возмущался, ты почему их отдала, эти пошли себе шубы купили. А жена ему ответила: “Ничего страшного, еще никто никого не оставил незахороненным. Всех похоронили”».
Лариса ДИБИРОВА