Дагестан и Татарстан связаны между собой узами дружбы и взаимопомощи уже много веков. Одним из критериев укрепления этих отношений является религия.
Как известно, религия ислам проникла на территорию нынешнего Татарстана еще в IX веке и спустя несколько веков окончательно утвердилась среди татар Урала и Поволжья. В эти же века происходил процесс исламизации народов, населяющих нынешний Дагестан. В Татарстан религия пришла большей частью через Среднюю Азию, а в Дагестан – через Персию и Ближний Восток. Но по мере укрепления веры и увеличения числа ученых, проповедников и богословских школ начались укрепляться и взаимоотношения между двумя периферийными для ислама регионами. В средние века много ученых татар получали образование в Дагестане, особенное внимание здесь уделяли арабской грамматике.
К концу XVIII – началу XIX века дагестано-татарские связи выходят на новый уровень. Идет активный обмен книгами, знаниями. Главным образом укреплению связей послужило то, что «25 мая 1800 г., по просьбе «татар Казанской, Оренбургской и других губерний о снабжении их книгами», Павел I разрешил передачу находившейся в ведении Сената типографии Шнора Казанской гимназии»[1], которая и приступила к печатанию Коранов, которые здесь имели свой, получивший признание в исламском мире, шрифт «Казан басмасы». С 1803 г. этот ставший каноническим способ издания Священного Писания стал распространяться в восточных регионах Российской империи и в мусульманских государствах. В Дагестане до 1990-х годов самыми популярными были именно казанские Кораны. Ими пользуются и в нынешнее время.
Во время Кавказской войны казанские ученые давали высокую оценку имаму Шамилю как ученому и предводителю мусульман, в частности, выдающийся ученый, шейх Шихаб ад-Дин Гарун ал-Марджани (1818—1889) восхвалял имама в своих письмах. После завершения Кавказской войны отношения между дагестанскими и татарскими учеными перешли уже на более высокий уровень. Великий ученый Абдулатип Гоцинский
(1857—1890) перенял опыт татарских ученых и открыл медресе в селении Нижний Дженгутай, работавшее по новой методике. «В 1884 г. Абдулатип Гоцинский отправился в Казань, где посетил известного татарского ученого Шихаб ад-Дина Гаруна ал-Марджани в его медресе “Марджанийа”, встречался со многими крупными алимами Татарии, познакомился с новыми для него методами обучения. Он убедился в превосходстве многих ученых Казани, обладавших современным уровнем мышления, позволившим им, по его мнению, познать европейские науки, новые достижения культуры», – пишет историк Хаджи-Мурад Доного. По образцу медресе Абдулатипа Гоцинского были открыты и другие учебные заведения, в которых наряду с богословскими предметами преподавали и естественные науки. Основатель дагестанского исламского книгопечатания Магомед-Мирза Мавраев перенял опыт работы исторических типографий и внес огромный вклад в развитие прогрессивной мысли и просветительство. Прежде чем начать работу, Мавраев с 1900 года вместе с единомышленниками предпринял несколько поездок – сначала в Казань, Оренбург и Каргалу, а затем в Бахчисарай и Симферополь. Проработав некоторое время в типографиях, они получили опыт и только после этого решились приобрести типографию.
Огромный вклад в укрепление отношений между мусульманами обоих регионов внесли суфийские шейхи в конце XIX – начале XX века. На Северном Кавказе одним из самых известных шейхов является Сайфула-кади Башларов (умер в 1918 г). Известность его связана с тем, что он был первым устазом шазилийского тариката на всем Северном Кавказе, который и поныне имеет самую большую популярность. Сайфула-кади был устазом всех трех тарикатов, и разрешение (иджаза) на наставничество им было получено от трех шейхов Волго-Уральского региона: в накшбандийском от Мухаммад-Закира Камалова, шазилийском – от Зайнуллы Расулева и кадирийском от Мухаммад-Салиха ал-Аджави. За годы советской власти религиозные отношения не могли быть столь тесными, но все же сотрудничество через духовные управления имело место.
В нынешнее время религиозные лидеры обеих республик восстановили сложившиеся исторические отношения. Проводятся совместные богословские конференции и другие форумы, на которых решаются вопросы вероисповедания и принимаются другие фетвы. Также очень результативной оказалась совместная работа по профилактике терроризма и экстремизма.
В знак признания и благодарности татарским шейхам муфтий Дагестана шейх Ахмад Абдулаев принял решение назвать две мечети в Махачкале именами устазов – выходцев из Поволжья. Джума-мечеть, расположенная на проспекте Акушинского, и вторая квартальная в поселке Тарки были торжественно открыты с приглашением делегаций из Татарстана, Москвы и других регионов. После этого муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин на пресс-конференции по поводу своего переизбрания на этот пост 18 апреля 2017 года сказал: «Мы благодарны дагестанцам за то, что они помнят наших богословов. Недавно мы приняли участие в открытии огромной махачкалинской мечети на пять тысяч человек – вторая по площади мечеть республики. И этот дом Аллаха назвали в честь нашего татарского богослова, ишана Зайнуллы Расулева». В тот же день в Махачкале была открыта еще одна мечеть имени другого татарского богослова Баязита-хазрата Хайруллина. «После революции в 1917 году ему пришлось переехать в Махачкалу, и дагестанский народ его очень тепло принял. Всю свою оставшуюся жизнь Баязит-хазрат прожил в этом горном крае, где и находится его зиярат, – рассказал Камиль-хазрат Самигуллин. – Наши связи очень тесны, надеемся, что дружба и братство между нами будут только укрепляться».
В настоящее время в обеих республиках открыты исламские учебные заведения, проходят совместные мероприятия, исламские олимпиады, форумы, конференции. Проводятся совместные курсы повышения квалификации преподавателей, обмен студентами, учебно-методическим материалом и другим средствами, необходимыми для повышения уровня образования. Надо отметить, что нынешний муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин некоторое время учился в Дагестанском исламском университете.
Связь, установленная нашими славными предками, ныне сохранена и продолжает все больше и больше укрепляться.
Магомедрасул Омаров
[1] Амерханова Э.И., зав. отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ, кандидат исторических наук. www.posledniyprorok.info