«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»…
Чайковский, 32 сокрушительных фуэте черного лебедя, головокружительные поддержки, аллонже и амбуате… Воздушные пачки, трико, стук пуантов, рельеф сильных, натренированных ног и танец маленьких лебедей под всеобщее браво – балет, несомненно, рождает у меня восторг и чувство прекрасного. «Трагедию» и умиление. А если это «Лебединое озеро» – непреодолимое желание повторить хотя бы один из элементов дома перед зеркалом.
Кстати, именно так в свое время «родилась» великая балерина Анна Павлова. Однажды увидев «Спящую красавицу» на сцене Мариинки, маленькая девочка объявила матери, что хочет танцевать именно ее, главную партию. Так оно и случилось спустя несколько лет. Будущая великая балерина, пока ее еще не брали в школу балета из-за слишком юного возраста, проводила много часов перед зеркалом, растягиваясь и пытаясь повторить увиденное на сцене. Затем последуют «Умирающий лебедь», «Жизель», «Пахита», «Волшебная флейта»… овации, слава, всемирное признание и одна единственная любовь на всю жизнь – Виктор Дандре. Ее называли «божественной», «восхитительной», «белой лебедью» (у нее даже были живые лебеди в собственном поместье Айви-Хауз в Англии), признав легендой при жизни. В честь Анны Павловой назовут десерт в Австрии, улицы, бренды одежды, а спустя много лет в квартире еще одной великой русской балерины появится бюст Анны Павловой.
Галина Уланова, лучшая «Умирающая лебедь» из всех, что я видела, слепит его собственными руками из пластилина и будет бережно хранить у изголовья всю жизнь. Уланова, в отличие от своей предшественницы, в балерины идти не хотела. Куклами, тем более танцами, в детстве никогда не увлекалась. Любила бегать, прыгать с мальчишками во дворе. Решение о будущей профессии приняла «балетная» семья Улановой. Мама, балетный хореограф, стала первым «учителем» девочки. Позже уже исполнительнице большинства главных партий Улановой придется выбирать: либо Москва и Большой, либо Петербург и ничего… Она не хотела танцевать балет и переезжать из родного Санкт-Петербурга. Но и то, и другое пришлось принять, посвятив жизнь балету.
ОДИНОКАЯ «ЛЕГЕНДА»…
Перечитывая некоторые высказывания Улановой, понимаешь степень влияния матери. «Надо браться за что-то одно и делать это что-то хорошо». Так балерина и делала. Я бы сказала: «дотанцевалась до легенды». Как-то ей предложили играть в театре в качестве актрисы. Уланова сначала согласилась, но, узнав, что ради этого придется отказаться от балета на полгода, решительно передумала. Что для меня самое увлекательное в великой балерине Галине Улановой? Пожалуй, сама Галина Уланова. «Талант» с удивительным взглядом, скромным, кротким, обращенным исключительно в себя. Коллеги о ней напишут, что самым сложным в ее жизни было строить общение с окружающими. Стеснительная, замкнутая, одинокая, никогда не улыбавшаяся «на камеру», не умевшая «нравиться», не желавшая «нравиться», настоящая, Уланова танцевала на сцене свой танец и, казалось, о себе. Держалась в стороне от театральных коллег и политики. От всего.
ЛЕГЕНДАРНАЯ «ДЖУЛЬЕТТА»…
Сергей Прокофьев, русский композитор, пианист, назовет Уланову гением русского балета после исполнения ею роли Джульетты. Эта роль принесла балерине мировую славу, внесла в историю, не оставив никому по сей день шанса приблизиться к идеалу исполнения. Последний раз Уланова станцевала Джульетту в 1956 году в Лондоне, ей было 46 лет. Артисты признавались, что таких оваций не слышали еще никогда. Зрители были в таком восторге, что после перформанса долго не отпускали Уланову, и в конце концов понесли автомобиль с примой на руках.
Последние годы своей жизни Галина Сергеевна провела в доме № 185 на 6-м этаже, в самом центре столицы. Четырехкомнатная квартира с видом на Москва-реку (теперь уже квартира-музей Галины Улановой) в сталинской высотке на Котельнической набережной очень немного рассказывает о своей хозяйке. Продолжает прижизненную традицию балерины – говорить мало. В квартире немного вещей, мебели… Почти все – дары поклонников, которые Галина Уланова привозила со всего мира: статуэтки, шкатулки, Щелкунчик ростом с человека в коридоре. Со всех фотографий «Лебедь» сдержанно и вместе с тем величественно не смотрит в объектив и, разумеется, никаких улыбок. Фотографии четырех мужей балерины, ни с одним из которых жизнь так и не сложилась. Детей у Улановой также не было. Сыграли роль наставления матери: «Если хочешь быть хорошей балериной – детей не рожай».
СКРОМНЫЙ АРАБЕСК…
Над кроватью фотография маленькой Татьяны Агафоновой, журналистки «Комсомольской правды» и близкой подруги Улановой. Последние годы своей жизни Агафонова провела в квартире у балерины. Это вызывало много сплетен и пересудов у общественности, но подруги поддерживали друг друга на протяжении долгих лет. Довольно внушительная библиотека в кабинете, в которой, по словам экскурсовода, есть очень редкие, даже уникальные издания, подписанные лично для Галины Сергеевны. В спальне огромное зеркало. Перед ним Уланова занималась до последнего дня своей жизни, поддерживая привычные 49 кг. Такой же большой плакат с изображением любимой актрисы Греты Гарбо, чьи фильмы балерина часто пересматривала.
В целом в квартире царит минимализм, будто в ней никто не жил и не живет. Это было бы логично, если при жизни балерины тут стояло больше вещей, а после… Но нет. По утверждениям, квартира всегда оставалась такой, какой ее можно видеть сегодня. Никакой роскоши и парадного блеска.
В Голландии выращивают сорт тюльпанов, названный в честь примы – «Уланова», а в Стокгольме установлен памятник Галине Улановой: хрупкая балерина, застывшая в балетном арабеске. Во время съемок на открытии саму балерину трудно разглядеть. Она прячется то в воротник пальто, то за спинами присутствующих, а в коротком интервью скажет: «Это памятник не мне, а балету».
В квартире Галины Сергеевны сегодня стоит та самая балерина «из стокгольмского памятника». Стоит она на маленьком столике на фоне большой фотографии в броской раме… Анны Павловой, исполняющей нежную Одетту в «Лебедином озере» Чайковского…
Майя Фаталиева